«И пусть не умножает жен»
Шофтим 17:17
Сказал царь Шломо, мудрейший из людей: «Я умножу и не отклонюсь» (Санедрин, 21). А в конце сказано: «И было в старости Шломо, жены его склонили сердце его» и т.д. (Млахим I, 11:4). Но ведь если он был большим мудрецом и знатоком всех сил души, как это видно из его книг, почему не смог верно оценить себя?!
Приводит Хафец Хаим притчу, на что это похоже — на человека, который выпил слишком много спиртного, и у него закружилась голова. Хотел он пойти домой, а ноги его не слушаются. В глазах двоится, тяжелые ноги заплетаются. Пошел он зигзагами и споткнулся о сточную трубу… Тотчас собрались уличные подростки, и стали над ним насмехаться, а он, лежа в грязи, горько ругал их. Проходил мимо человек, увидел его, остановился и стал поучать: «Как тебе не стыдно: смотри, ведь ты превратился из человека в грязную свинью… И всё из-за чего, из-за спиртного. Ты даже пить не умеешь, плохо человеку, когда из-за одной бутылки он теряет ум! Вот я, если бы даже опустошил десять бутылок спиртного, не терял бы ясности ума».
Так насмехался он над пьяницей, а на самом деле над собой насмехался. Легко насмехаться над пьяницей, но если он сам напьется, будет вести себя точно так же. Ибо нет героя, победившего вино, и многим героям нанесло оно поражение.
Что здесь имеется в виду? Когда мы видим грешащего, павшего в войне с дурным началом, мы в сердце презираем его. Ведь мы знаем, как ужасен грех, и наша душа отторгает его. Наша насмешка происходит из-за того, что мы считаем себя сообразительными и не ввязываемся в испытания, в водоворот войны с дурным началом, вводящим в заблуждение, лгущим и опьяняющим, как сказано, что человек не согрешит, пока не войдет в него дух глупости. И человек не знает, как поведет себя, когда атакует его дух глупости.
Это была ошибка царя Шломо. Когда он был трезв, то предполагал, что не должен будет отклониться, и потому вышел на поле испытания и был затянут дурным началом. Отсюда мы можем выучить урок: всеми силами нужно удаляться и бежать от испытания, как бегут от огня.