В комментарии Раши на недельную главу прочитал странную вещь, будто бы, Ноах был недостаточно верующим человеком. Он не верил, что будет потоп. Я этого не понимаю: если Ноах не верил, что будет потоп, для чего же он так долго строил ковчег. Прошу Вас, раввины, знатоки Торы, поясните!

Мидраш Берешит Раба является источником для слов Раши. Мидраш учит это утверждение из излишних, на первый взгляд, слов Торы. В стихе сказано (Берешит, 7:7): «И вошел Hoax и его сыновья, и его жена и жены его сыновей, с ним в ковчег, от вод потопа». Слова «от вод потопа», на первый взгляд, излишни, ведь из контекста ясно, что Ноах зашел в ковчег, чтобы спастись от вод потопа. Поэтому наши мудрецы учат, что эти слова говорят нам о недостаточной вере Ноаха. Он не был полностью уверен, что будет потоп. И только когда воды стали стремительно прибывать, и у него не осталось другого выбора, он зашел в ковчег.
Теперь постараемся ответить на Ваш вопрос. Для этого приведем слова Хазон Иша в книге «Вера и упование» (2:1): «Само существование предметов материального мира связано с установленными для них размерами, весом и т. п., и нарушение их равносильно порче и разбиению; разбитый сосуд – это уже не сосуд, а черепок. Однако свойства человеческой души могут существовать и проявлять себя на многих ступенях, и у каждого порядочного человека есть в той или иной мере скромность и милосердие, но нет людей, одинаковых в этом, и в каждом качестве один превосходит другого. Все сказанное относится также и к качеству веры. Есть много ступеней, и люди со слабой верой все-таки тоже относятся к категории тех, кто верит, а не к “безбожникам” и вероотступникам. И, тем не менее, у человека со слабой верой она не властвует над ним безраздельно, а только помогает воздержаться от наиболее явных грехов, которых остерегаются все. У людей с более крепкой верой воздействие ее на жизнь более заметно. Также и в сообществе праведников, проявляющих свою веру в жизни, есть, тем не менее, у каждого своя ступень».
Из этих слов Хазон Иша мы можем сделать вывод, что, несомненно, Ноах верил, что будет потоп, и по этой причине строил ковчег на протяжении многих лет. Однако его вера не была полноценной: он не был уверен, что потоп в действительности будет, поэтому, только когда воды потопа заполнили все вокруг, он зашел в ковчег.
Это мы видим и из слов Раши, который пишет: «Ноах был из слабоверующих – верит и не верит». «Верит и не верит» означает, что он, несомненно, верил, но его вера была неполноценной.
Рав Йехезкель Левинштейн делает важный вывод из слов мудрецов о недостаточной вере Ноаха (приводится в сборнике писем, 156-ое письмо): «Следует постоянно усиливать веру. Ведь известно изречение мудрецов о недостаточной вере Ноаха… Насколько это страшно! После того, как Ноах строил ковчег на протяжении 120 лет, и после того, как было сказано: “ибо тебя Я видел праведником передо Мной”! Чего еще не хватает [его вере] после всех этих прославлений? Но из этого мы учим, что веру можно постоянно усиливать, поскольку в этом цель творения – осознать, что нет ничего, кроме Него».