ВОПРОС:
Обязательно ли читать шма аль а-мита именно на кровати, или можно вообще в соседней комнате, где, например, горит свет? Можно ли читать шма аль а-мита стоя?
ОТВЕТ РАВВИНА:
Вы правы, обычно слово аль обозначает «на (чем-то)». И поэтому можно было бы ошибочно подумать, что Криат Шма аль а-мита(чтение Шма перед сном; буквально «чтение Шма на/при кровати») также следует читать именно на постели.
Однако Алаха не обязывает читать Шма аль а-мита именно на постели. Потому что в данном случае слово аль синонимично слову самух («близко», «вплотную», «по соседству с…»). В этом смысле слово аль употреблено, например, в главе Бэмидбар 2, 20, см. комментарий Раши на этот стих, а также в книге Йермиягу 17, 2, см. комментарий Радака на этот стих. Об этом же ясно пишет Меири (Брахот 4 б): «Аль а-мита — имеется в виду не на кровати, а близко к тому времени, когда человек идет спать».
Поэтому Рама пишет (Орах Хаим 239, 1), что необходимо прочесть Шма незадолго до сна. Рама добавляет: «И не едят, и не пьют, и не разговаривают после чтения Шма, а сразу ложатся спать».
Из сказанного следует, что можно прочесть Шма и в соседней комнате, где есть свет.
Криат Шма можно читать и стоя, но не лёжа на животе или спине, как сказано в Шульхан Арухе (Орах Хаим 63, 1).