История из Талмуда
Талмуд рассказывает, что вскоре после разрушения Храма большой мудрец, предводитель поколения Раббан Гамлиэль был приговорен римскими властями к смертной казни. Один из римских судей уважал еврейскую мудрость и очень сожалел о таком жестоком приговоре. Он решил предупредить мудреца о грозящей ему беде.
Судья пришел в Дом учения, но побоялся заговорить открыто. Чтобы предупредить Раббана об опасности, он сказал странную, на первый взгляд, фразу: «обладетелю носа – смертная казнь».
Почему он так назвал Раббана Гамлиэля? Раши поясняет, что, подобно тому как нос придает красоту всему лицу, так и мудрец украшает свое поколение.
Мудрец понял намек судьи и сбежал. Но всем было понятно, что долго скрываться он не сможет.
Судья вновь пришел к нему и спросил: «Если я сделаю так, что римляне отменят свой приговор, ты сможешь привести меня в будущий мир?» Мудрец ответил: «Да».
«Поклянись»,- потребовал римлянин.
«Клянусь»,- сказал Раббан Гамлиэль.
Судья вернулся в город, поднялся на крышу высокого здания и спрыгнул с нее. Он погиб, но приговор был отменен. Ибо римляне верили: если судья трагически погиб в период между вынесением приговора и его исполнением, следовательно, решение было неправильным и осужденного необходимо оправдать. Так Раббан Гамлиэль был спасен. И голос Свыше сообщил о приговоре Небес: «Этот господин приглашен в будущий мир».
Как может Раббан Гамлиэль брать на себя миссию Всевышнего?
Но может ли Раббан Гамлиэль брать на себя миссию Всевышнего и определять, кто достоин будущего мира?.. Как великий мудрец мог поклясться в том, что сделать было не в его силах?
Драша для будущего мира
Чтобы найти ответ на этот вопрос, обратимся к следующей истории, которую рассказывал рав Хаим из Воложина о своем учителе — Виленском Гаоне.
Однажды Виленский Гаон сказал: «У меня есть чудесные слова Торы, которые я храню для будущего мира». Ученики загорелись любопытством и хотели услышать эту драшу, тогда Виленский Гаон сказал: «Вы обязательно услышите ее, но не сейчас, а в будущем мире». Ответили ученики: «Но мы не встретимся там. Ты, великий праведник и мудрец, будешь в Олам ѓа-ба далеко от нас».
«Тот, кто близок ко мне в этом мире, будет со мною и там», — сказал учитель.
Тот, кто приближается к праведнику, старается следовать за ним, учиться у него и во всем учителю помогать, тот удостаивается чести остаться с ним и в будущем мире.
Заключение
Этот рассказ помогает нам понять слова Раббана Гамлиэля. Он почувствовал, что римский судья настолько приблизился к нему, так искренне о нем заботится и готов пожертвовать собой ради его спасения, что непременно удостоится права войти с ним в будущий мир.