Источник обязанности
По Торе, человек обязан хорошо есть в день, предшествующий Йом Кипуру. Эту обязанность учат из сказанного в Торе (Ваикра, 23, 32): «Изнуряйте себя вечером девятого [Тишрея]». Спрашивают мудрецы: почему тут сказано «девятого», ведь пост наступает десятого числа? И объясняют: тут стих намекает на то, что девятого Тишрея, наоборот, обязаны есть большее количество еды, чем обычно, и тот, кто ест девятого и постится десятого Тишрей, получает награду, как будто он постился в течение обоих дней.
Причина заповеди
Рабейну Йона приводит три объяснения этой обязанности:
- Выразить свою радость по поводу наступающего искупления и тем самым показать свое небезразличное отношение к совершенным проступкам.
- Во все праздники мы обязаны устраивать трапезу в честь них, а поскольку в Йом Кипур мы не можем устроить трапезу, мы делаем ее до Йом Кипура.
- Подготовиться к посту, заранее подкрепив свой организм, чтобы сделать полную тшувуи произносить молитвы Йом Кипур с большей самоотдачей; Застилают стол праздничной скатертью. В день, предшествующий Йом Кипуру, запрещено поститься, поскольку в этот день положено есть.
Пишет Тур (Илхот Йом Кипур, 604): «Всевышний в своей любви к Израилю заповедал ему поститься один день в году, чтобы он мог искупить свои грехи, а перед этим пить и есть досыта, чтобы пост не был ему во вред.»
Запрет поститься
Поскольку, по Торе, человек обязан есть в этот день, ему запрещено в него поститься. Тот, кто дал обет поститься в этот день, должен его аннулировать. Подробнее о том, как аннулировать пост, читайте тут.
Законы трапезы
После Минхи устраивают праздничную трапезу, которая проводит границу между временем, когда разрешено есть и пить и постом. На «Сеуда мафсекет» нельзя есть яйца, чеснок, сыр и другие молочные продукты, когда они теплые. Все эти виды пищи запрещено есть только мужчинам. Как женщинам, так и мужчинам запрещено также есть кунжут.
Принято есть халы круглой формы. Кусок хлеба после благословения «Амоци» макают в мед. Стол следует застелить белой праздничной скатертью.