Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Осторожно, перед тобой человек!

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

«Не обижайте каждый товарища своего, и убоишься Всесильного»

Ваикра (25:17)

У каждого человека в жизни бывают моменты, которые ввергают его в смятение. Это те моменты, которые он предпочел бы стереть из памяти, а кроме того – из памяти тех, кто видел или слушал происходившее. Это могла быть случайная неосторожная оговорка, сиюминутная неудача, неуместное высказывание. Мы всем своим существом желаем, чтобы такие вещи забывались и стирались из сердца, и очень надеемся, что так и будет.

Однако, интересно отметить: когда мы видим кого-то другого, кто споткнулся, сделал ошибку, повел себя недостойным образом, а теперь он несчастен и пребывает в таком смятении, разве мы отводим взгляд, чтобы не смотреть на него в час его позора? Поступаем ли мы с ним так, как хотим, чтобы поступали с нами? Разве устраняем произошедшее из сердца, стараемся забыть и не вспоминать, и уж тем более не рассказывать и не докладывать об этом никому, не расширять круг знающих и насмехающихся?

Но самое важное: стараемся ли мы не упоминать об этом случае в присутствии человека, с которым он произошел, даже намеком? Речь идет о нарушении запрета из Торы, о котором сказано в нашей недельной главе: «Не обижайте каждый товарища своего», то есть нельзя говорить другому еврею слова, которые вызовут у него боль и причинят страдания. В «Книге Воспитания» написано, что человек должен остерегаться, дабы из его уст не прозвучал даже отдельный намек, который причинит боль в сердце ближнего, «поскольку Тора строго относится к обидам, нанесенным словами, поскольку это очень тяжело для сердец людей, и многие люди воспринимают это жестче, чем имущественные потери».

Давайте задумаемся: как было бы чудесно, если бы жизнь проходила в снисходительном обществе, которое не хранит в памяти слабости и неловкие моменты, но дает возможность стереть их, открыть новую страницу и восстановиться! Если каждый примет на себя обязательство не топтать ногами слабости ближнего, их недостатки и промахи, мы все от этого только выиграем, разве нет? Почему бы каждому не начать вести себя таким образом, пока это правило не станет общепринятым для всех?

Более того, мы бы очень хотели, чтобы и на Небесах забывали те неприятные моменты, происходившие с нами, которые мы сами желаем забыть. Каждому, кто будет поступать так с ближним, обещано, что так же поступят с ним свыше, по принципу «мера за меру». Можно ли представить себе большее благо?

В Мишне (Авот 2:10) сказано: «Пусть почет твоего товарища будет важнее для тебя, чем твой собственный», и сразу вслед за этим говорится: «Раскайся за день до смерти». В чем связь между этими высказываниями?

Можно сказать, что иногда случается так, что человек видит самую большую ошибку другого, и ему трудно сдержаться, чтобы не посмеяться над ней. Но нужно помнить, что человеку неведомо, когда завершится отпущенный ему срок, и наступит конец его жизни. Он не знает, когда покинет этот мир, поэтому ему нужно раскаиваться в грехах и возвращаться к Творцу каждый день. В тот момент, когда тебе представится возможность посмеяться над другом, подумай, что это, быть может, последнее мгновение, которое тебе постановлено прожить в этом мире. Как же, в таком случае, ты можешь не проявить осторожности в уважении к ближнему?

Рассказывает рав Аарон Твисиг: гаон раби Ихезкель Абрамский – кем же был этот раби Ихезкель? Можно рассказывать о нем бесконечно. Это еврей, который работал раввином во многих городах в разных странах, а приехав сюда, стал главой ешивы Слободка. Он вытерпел страшные страдания в России среди коммунистов, адские муки, которые невозможно описать, и написал двадцать пять частей книги «Хазон Ихезкель» к Тосефте. Умер он в 1976 году, завещав, чтобы во время похорон рядом с ним положили все двадцать пять томов его книги.

Однажды он молился в одном бейт-мидраше, а ведущий молитву там не очень хорошо умел читать. Одну ошибку в тексте община еще может пропустить, но когда тот стал ошибаться снова и снова, народ начал смеяться. Все, кроме раби Ихезкеля. Он продолжал стоять в сосредоточенности и серьезным настроем. По натуре человек в такой ситуации не может сдержаться, но он оставался предельно собранным.

После молитвы один из учеников спросил его: «Учитель наш, глава ешивы, мне все удалось понять, но в таком-то месте, где просто невозможно было сдержаться и не засмеяться, и все действительно разразились смехом, как Вам удалось сохранять серьезность?»

Послушайте же, господа, ответ одного из великих мудрецов Израиля и «князя Торы».

Вот что ответил этому ученику раби Ихезкель: «В ту секунду, когда он допустил эту ошибку, и невозможно было услышать это без улыбки, в моей голове промелькнуло высказывание мудрецов: «У того, кто заставляет лицо другого побелеть прилюдно (кто позорит его), нет доли в будущем мире». Я подумал про себя: «Хецкель, Хецкель, ты написал двадцать пять томов комментария к Тосефте, преподавал Тору, так много сделал. Ты был раввином в Лондоне, тебя все любили, ты так много служил Творцу. И все это теперь полетит на свалку? Ничто из этого не вспомнят, поскольку не будет доли в будущем мире?»

В тот момент я представил это высказывание мудрецов у себя перед глазами, и это помогло мне оставаться серьезным, несмотря на все, что делал ведущий молитву. Я думал о том, что здесь происходит».

Очевидно, не каждый из нас таков, как раби Ихезкель Абрамский, но нам важно выучить для себя это правило. Когда один, не дай Б-г, вызывает стыд у другого, подумайте, чем это может обернуться для самого позорящего!

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому