Что такое Паршат Захор?
Паршат Захор – это отрывок из Торы, в котором говорится, что каждый еврей обязан помнить, что сделал нам Амалек, когда мы выходили из Египта — нам заповедано ненавидеть Амалека.
Отрывок начинается словом «Захор» (помни), по этому слову получил название весь отрывок, а субботу, в которую его читают, называют Шабат Захор.
Отрывок Захор находится в книге Дварим, в конце главы Ки Теце (25:17-19), он звучит так:
«Помни, что сделал тебе Амалек в пути, когда выходили вы из Египта. Как застал он тебя и перебил у тебя всех ослабевших, что позади тебя, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Всесильного. И будет, когда даст тебе покой Бог, Всесильный твой, от всех врагов твоих, что вокруг, в стране, которую Бог, Всесильный твой, даёт тебе в удел, чтобы овладел ты ею, сотри память об Амалеке из-под Небес, не забудь».
Время
Паршат Захор читают в Субботу, предшествующую Пуриму, т.е. до 14 числа месяца Адар.
Как происходит чтение
Во время утренней молитвы из Арон а-Кодеш выносят два свитка Торы. По первому 7 человек читают недельную главу, а по второму один человек читает Паршат Захор в качестве мафтира. После этого читают Афтару — 15-ю главу из Первой Книги пророка Шмуэля, в которой сказано: «Так сказал Всевышний: “Помню Я, что сделал Амалек Израилю”».
Слушать чтение Паршат Захор — значит исполнять заповедь Торы помнить злодеяния Амалека, которые он сделал нашему народу, когда мы выходили из Египта. То, что обязаны так поступать, мы учим из сказанного: «Помни, что тебе сделал Амалек… сотри память об Амалеке из-под Небес, не забудь» (Дварим, 25:19).
Наши мудрецы объясняют, что слова «не забудь» говорят о том, что мы обязаны хранить в сердце ненависть к Амалеку и вражду к нему, а слово «помни» — что мы обязаны читать об этом вслух. Так что, упоминая вслух заповеданное нам — читая публично вышеупомянутый отрывок Торы, — мы таким образом выполняем заповедь Торы.
Обязаны ли женщины слушать Паршат Захор
Существует спор между поским, обязаны ли женщины выполнять эту заповедь. В наше время распространен обычай, когда женщины тоже приходят в синагогу, чтобы услышать этот отрывок.
Намерение
Тот, кто читает Паршат Захор должен иметь в виду, что те, кто слушает его чтение, таким образом выполняют заповедь. А слушатели должны отдавать себе отчет в том, что слушают ради исполнения заповеди.