«И приносите всесожжение, огнепалимую жертву… Г-споду: тринадцать молодых быков, двух баранов, четырнадцать годовалых овец, все без порока будут… и один козел в очистительную жертву» (Бемидбар, 29:13,16).
В праздник Суккот в Храме приносили каждый день особенную жертву, которая состояла из быков, баранов и козлов. Количество баранов и козлов было одинаковое. А количество быков ежедневно уменьшалось, начиная с тринадцати в первый день и заканчивая семью в последний, седьмой день. Всего приносили 70 быков.
Однако в описании жертвоприношения козла есть удивительная вещь: козел иногда описывается одним словом сеир (שעיר), а иногда двумя словами – сеир изим (שעיר עיזים). Так, по отношению к жертвоприношению первого, второго и четвертого дней козел называется словами сеир изим, а по отношению к остальным дням – словом сеир.
Чтобы объяснить эту разницу, Виленский Гаон (приведено в книге «Коль Доди» на главу Ахарей Мот) приводит слова Талмуда (Сука, 55б) о том, что семьдесят быков, которых приносили евреи в праздник Суккот, приносились для искупления семидесяти народов мира (всего в мире есть семьдесят основных народов, см. «Ваикра Раба», 2:4). А из книги Зоар он приводит, что в мире есть два основных народа – Эсав и Ишмаэль, которые являются духовными корнями для всех остальных народов. И ещё приводит Виленский Гаон из книги Зоар, что Ишмаэль называется «сеир изим», а Эсав – просто «сеир».
Поскольку было необходимо принести одинаковое количество жертв (быков) как для народов, корнем которых является Эсав, так и для народов, корнем которых является Ишмаэль, следовало принести 35 быков для Эсава и 35 для Ишмаэля.
Чтобы это сделать, в первый день приносили 13 быков для Ишмаэля (т. к. он был сыном Авраама, а Эсав – Ицхака) и во второй день приносили еще 12 быков. Всего за эти два дня приносили 25 быков. Если бы в третий день (в который было необходимо принести 11 быков) также приносили бы быков для Ишмаэля, то всего было бы принесено 36 быков (на один больше, чем необходимо). Поэтому в третий день приносили жертву для Эсава, а на следующий, четвертый день приносили жертву для Ишмаэля, а во все остальные дни – для Эсава.
Поэтому в первый, второй и четвертый день сказано сеир изим, ведь в эти дни приносили жертву для Ишмаэля. А в остальные дни – просто сеир, ведь в эти дни приносили жертвы для Эсава.