Зависть выводит человека из жизни
(Пиркей Авот)
Змей
Мы видим, что Змей позавидовал Адаму и хотел его убить, чтобы самому жениться на Хаве. Сказал ему Всевышний: «Я хотел сделать тебя царем над всеми животными и чтобы ты ходил прямо, с поднятой головой. Но теперь будешь ползать на брюхе”. Спустились два ангела и обрезали ему руки и ноги. И раздавался его крик по всем краям земли»[1]. И еще сказал Всевышний: «Я хотел, чтобы ты ел то же, что едят люди, и пил то, что пьют люди. А теперь ты всю жизнь будешь питаться прахом» и т.д.
Каин
Еще мы видим, что Каин позавидовал тому, что с Эвелем родилась еще одна сестра-близнец – Наама, как сказано: «И еще родила его брата Эвеля» (эт ахив эт Эвель). (Каждое слово эт означает какую-то добавку, в данном случае – еще сестра. Когда рассказывается о рождении Каина, слово эт употребляется только один раз, а у Эвеля повторяется дважды. Это служит намеком на то, что вместе с Каином родилась одна сестра, а с Эвелем – две.) Каин хотел унаследовать всю землю сам и был наказан (когда убил Эвеля) тем, что ему пришлось скитаться по всей земле, и Всевышний поместил на его лбу рог – знак Каина, что привело к его смерти.
Наши мудрецы сказали, что Лемех был слепым и его поводырем был его сын Туваль-Каин. Однажды, увидев Каина издалека, сын принял его за зверя и сказал отцу: «Я вижу там зверя». Лемех натянул лук, пустил стрелу и убил Каина[2].
Корах
Мы видим также, что Корах позавидовал тому, что главой семейства Кеата Моше (по велению Всевышнего) назначил Элицафана бен Узиэля.
Сказал Корах: «У моего отца было три брата, как сказано: “А сыновья Кеата – Амрам и Ицгар, Хеврон и Узиэль”. Амрам – старший, и двое его сыновей получили высокие должности – Моше стал царем, а Аарон – первосвященником. Кто же должен был получить высокий пост следующим? Разве не я? Ведь я – сын Ицгара, второго по старшинству после Амрама! А он (Моше) назначил главой семейства сына самого младшего из сыновей Кеата, Элицафана сына Узиэля. Я выступлю против этого!» Он также захотел быть коэном и в результате был истреблен из этого мира: земля разверзлась и поглотила его и всю его семью.
Доэг
И мы видим, что Доэг, который был великим мудрецом Торы, позавидовал Давиду из-за того, что тот был рассудительным и в «сражениях за Тору» «Б-г был с ним», т.е. постановления закона выносили именно согласно его мнению, как сказано: «Вот я видел в доме Ишая из Бейт-Лехема сына, умеющего играть на инструменте, мужественного воителя и человека разумного и видного. И Б-г с ним» (Шмуэль I 16:18). Разъясняется (Санедрин 93б), что Доэг сказал эти слова (царю Шаулю) со злым умыслом. И что с ним случилось в конце? Он был истреблен из мира: в момент смерти к нему явились три ангела. Один сделал так, что Доэг забыл всё, что учил, другой сжег его душу, а третий развеял его прах (Санедрин 106б).
Ахитофель
Ахитофель позавидовал царствованию Давида и стал задаваться: «Я буду править!» (Санедрин 101б). Про него было сказано: «Не достигнут и половины (отведенных им) лет жизни», и в конце он удавился. И еще Билам, Гейхази, Авшалом, Адонияу, Узияу и Аман тоже желали того, что им не полагалось. Они не получили то, чего хотели, и у них забрали и то, что у них было. И сота – замужняя женщина, которая возжелала другого мужчину, становится запрещенной и мужу, и тому мужчине, с которым согрешила. Не получив того, что хотела, она теряет то, что имела.
Когда наш учитель, рав Хида, находился в связи с изданием своих книг в городе Ливорно, к нему обратился один важный член общины, богобоязненный человек, коэн, который пожаловался на то, что его жена уединяется с другим мужчиной и несколько раз закрывалась с ним. Сказал ему рав Хида: «Послушайтесь моего совета, пойдите в еврейский суд и разведитесь с ней».
Но судьи еврейского суда отказались оформить развод, сославшись на то, что невозможно выносить постановление на основании пророческого духа, а необходимо наличие двух свидетелей. И отчитали его перед всей общиной.
Положительная зависть
Но есть и положительная зависть.
Например, сказано: «И позавидовала Рахель своей сестре». Сказано в мидраше[3], что она позавидовала добрым делам Леи. Рахель сказала: «Не будь она праведницей, не родила бы четырех сыновей – родоначальников колен Израиля».
И сказано: «Пусть не завидует сердце твое грешникам, а (пусть завидует) только богобоязненности» (Мишлей 23:17).
И сказали мудрецы (Бава Батра 21а): «Зависть ученых преумножает мудрость», то есть когда человек видит, что кто-то знает больше Торы, он станет прилагать все усилия, чтобы тоже достигнуть такого уровня.
Но, конечно, лучше приучить себя учить Тору не из зависти, а из любви к учению[4].
О раби Барухе-Мордехае Лифшице (авторе респонсов «Брит Яаков») рассказывают следующую историю. Он был зятем одного из богатейших евреев в Волковыске, постоянно находился в бейт мидраше и учил Тору с большим усердием. В том же бейт мидраше столь же прилежно и усердно учился в молодости и наш учитель раби Ицхак-Эльханан. И уже сказали наши мудрецы: (Бава Батра 21а): «Зависть ученых увеличит мудрость». Оба этих мудреца соревновались друг с другом в усердии, и каждый из них старался прийти утром в бейт мидраш раньше другого. В канун Йом Кипура раби Барух-Мордехай попросил тещу приготовить ему немного еды на исход поста, чтобы он смог побыстрее поесть и вернуться в бейт мидраш, опередив раби Ицхака-Эльханана. Теща выполнила его просьбу, и сразу на исходе поста раби Барух Мордехай сделал авдалу, перекусил и помчался в бейт мидраш. Придя туда, он был поражен, обнаружив, что раби Ицхак-Эльханан уже находится там и учится. Он спросил: «Разве вы не пошли перекусить после поста?» Раби Ицхак-Эльханан, улыбнувшись, ответил: «Я понимал, что вы, скорее всего, попросите тещу приготовить вам еду, чтобы поскорее поесть и вернуться в бейт мидраш. Я поступил так же, но не стал есть дома, а взял еду с собой в бейт мидраш. Таким образом, я оказался здесь раньше вас».
[1] Берешит Раба 20, 8.
[2] Раши на Берешит 4:22.
[3] «Мидраш Раба» 71, 9.
[4] Рашбац в «Маген Авот».