Вопрос:
Уважаемый раввин!
Мне было любопытно узнать, в каком порядке правильно надевать и снимать тфилин. Оказывается, при надевании сначала закрепляется коробочка для руки, а снимается первой коробочка для головы.
Но почему порядок именно такой? Мне кажется, что было бы куда логичнее начинать облачение в тфилин с коробочки для головы. И кроме того, почему бы не снимать тфилин в том же самом порядке, в котором он был надет?
Ответ:
Многие из заповедей, описанных в Торе, представлены там лишь в общих чертах, но в некоторых стихах можно найти подробности их соблюдения, которые позже применялись евреями на практике на протяжении долгих тысячелетий.
Стихи, описывающие заповедь о тфилин, дают нам подсказки относительно, как его надевать и снимать (Дварим, 6:8):
«И повяжи их как знак на руку свою, и будут они знаками между глазами твоими».
Талмуд объясняет:
«Когда вы надеваете тфилин, сначала необходимо прикрепить одну коробочку к руке, а затем вторую к голове. А после молитвы сначала снимите коробочку с головы, а затем с руки. Это видно из порядка стиха, в котором сначала говорится: «И повяжи их как знак на руку свою», и лишь затем «и будут они знаками между глазами твоими».
Что ж, в этом стихе мы действительно видим правильный порядок надевания тфилин. Но откуда наши мудрецы учат, что сначала нужно снимать тфилин с головы, а потом с руки?
Раба говорит, что рав Гуна объясняет это так:
«В стихе сказано «И будут они знаками между глазами твоими». А когда тфилин должен находиться на вашей голове? Только когда они надеты оба (т.е. головной тфилин не может быть надет, если в это время отсутствует тфилин на руке)».(1)
Корона и царское одеяние
Согласно каббалистическим учениям, головной тфилин подобен короне, которая находится над головой, представляя божественные сферы, которые бесконечны и недоступны для нас, людей. В терминах Каббалы эта корона соответствует миру Ацилут, или «эманации», высшему из четырех духовных миров, которые описывают проникновение бесконечного и безвременного в наш мир. Ношение головного тфилин строит связь между нами и тем бесконечным, что над нами.
Ручной тфилин там же называется царским одеянием, символизирующим наш мир, потому что он ближе к нам и больше похож на одежду, которая находится непосредственно на нас, а не на корону, которая над нами. На каббалистическом языке под одеждой подразумеваются более физические миры — Брия, Йецира и Асия («создание», «формирование» и «действие»). (2)
И если накладывание тфилин на голову символизирует построение нашей связи с Высшим источником, то использование ручного тфилин олицетворяет действия, которые мы в соответствии с волей Всевышнего совершаем в этом мире.
Еврейские мудрецы объясняют, что когда Творец заповедал нам, чтобы мы сначала повязывали тфилин на руку, Он подразумевал, что наши хорошие поступки в этом мире важнее, чем все события, происходящие в высших мирах.
Также можно сказать, что именно по этой причине мы оставляем тфилин на руке до тех пор, пока не снимем его с головы — этим действием мы подчеркиваем важность «руки» в нашей жизни. Все наши размышления, поиск духовности и вдохновение должны быть связаны с реальными действиями исполнения воли Всевышнего и соблюдением заповедей, которые Он дал нам для этого мира.
Сноски
- Основано на Талмуде, Менахот, 36a.
- См. подробнее в тематических статьях.