Камень выпал из Стены Плача. Факты
Как известно, в 5.45 утра после поста 9-го Ава (в этом году из-за Шабата он был перенесен на 10 Ава, 22 июля) из Стены Плача (Котель, Котель а-Маарави – Западная Стена) выпал 400-килограмовый камень. Инцидент произошел в месте, которое называется Эзрат Исраэль. Эта зона находится южнее площади Стены Плача, рядом с Аркой Робинсона, и выделена несколько лет назад для представителей реформистского течения. Все так и называют его – «реформистский участок», именно он находится в центре горячей дискуссии по поводу соглашения о Стене Плача, которое должно обеспечить евреям реформистского и консервативного течений удобный доступ к Стене.
Камень пролетел рядом с молящейся женщиной, жительницей еврейского квартала, проломил деревянный настил и разбился на части. Никто не пострадал.
Раввин Стены Плача и других святынь Земли Израиля Шмуэль Рабинович назвал падение камня самым необычным происшествием за последние десятилетия. Мэр Иерусалима Нир Баркат сказал, это великое чудо, что никто не пострадал, ведь всего 5-6 часов до этого на площади были тысячи людей! Он призвал чаще проверять состояние Стены. Пока что это делают два раза в год, перед осенними праздниками и весной перед Песахом – это великие еврейские праздники по Торе, когда к Котелю традиционно стекается большое число верующих евреев со всего мира.
Сейчас Фонд наследия Западной Стены несет ответственность за сохранность камня, убранного с места происшествия. Дальнейшая его судьба будет определена после того, как раввин Шмуэль Рабинович проведет консультации с представителями Управления древностей Израиля и Совет раввинов вынесет галахическое решение.
Многие спрашивают: почему произошло такое неординарное происшествие в самом святом для евреев месте? Ведь нет случайных вещей, что Всевышний хочет этим сказать?
На этот счет высказываются разные мнения. Поделюсь своим. Для начала обратимся к словам наших мудрецов.
Смерть первосвященников в Йом Кипур
Во Втором Храме нередко случалось, что грешные цари Иудеи назначали первосвященниками цдуким — евреев, которые не признавали Устную Тору. Как известно, у нас две Торы, Письменная и Устная, письменная – как лаконичный конспект, который нуждается в расшифровке; и Моше на Синае передал от Бога народу Скрижали Завета и Устную Тору вместе.
Первосвященники из цдуким производили воскурение в Святая Святых, следуя простому, буквальному пониманию текста Торы, не считаясь с тем, как это нужно делать в соответствии с Устной Традицией. Такие первосвященники получали наказание за искажение заповеди Торы тут же, на месте, и уже не выходили живыми из Святая Святых — их вытягивали оттуда за веревку, привязанную к ноге. Из-за опасения, что первосвященник умрет, находясь в Святая Святых, когда он должен был туда войти, к его ноге привязывали веревку, ведь никто никогда, кроме первосвященника, не мог безнаказанно входить в Святая Святых.
Здесь может возникнуть вопрос, почему первосвященники-цдуким умирали именно тогда, когда выполняли воскурение в Святая Святых, не соответствующее Устной Традиции, хотя почти каждая заповедь сопровождается множеством деталей, переданных нам с ней. И эти первосвященники, несомненно, не учитывали детали других заповедей тоже, однако не умирали до того, как в Йом Кипур оказывались в Святая Святых.
Думаю, ответ простой. Чем более святой день и более святое место, тем явней реакция на это с Небес. Время и место в нашей традиции всегда имели большое значение. Именно поэтому, когда искажение святых законов происходило в самом святом месте, в Святая Святых, и в самый святой день, в Йом Кипур, возмездие совершалось незамедлительно.
«И камень из стены будет кричать»
Пророк Хавакук (2:11) говорит: «И камень из стены будет кричать». Когда в доме происходит что-то неподобающее, сами камни стен этого дома как бы кричат о том. Обычно их крик незаметен, но, когда неподобающее происходит в особенный день года, в особенном месте, этот крик уже становится явным – звучным и зримым.
Стена плача – единственное, что осталось от разрушенного Храма, о восстановлении которого евреи молятся три раза в день на протяжении уже двух тысячелетий и в сторону которого евреи всего мира обращаются всякий раз, молясь Творцу. Когда реформистам, вычеркнувшим из своего сидура (молитвенник) любое упоминание о Иерусалиме и Храме, вдруг выделяют место возле Стены Плача, то в день, следующий за тем, когда весь еврейский народ оплакивает разрушение своей великой святыни, сами камни начинают кричать, так, как это могут делать именно камни – с грохотом разбиваясь.