«И явил Себя ему Г-сподь в Элоней-Мамре» (Берешит, 18:1).
Обычно, когда Творец является человеку, Он либо сообщает, либо повелевает ему что-либо. Интересно, что, когда Г-сподь явился Авраѓаму в Элоней-Мамрэ, Он ему ничего не сообщил. Какова же была цель этого появления? Объясняет рав Ицхак Каро в книге «Толдот Ицхак», что целью было дать возможность Авраѓаму почувствовать особенную близость к Всевышнему. Эта возможность была дана Авраѓаму в заслугу заповеди обрезания, которую он исполнил за несколько дней до этого.
Чтобы понять, почему именно в заслугу этой заповеди удостоился Авраѓам особой близости к Творцу, обратимся к словам Раши в комментарии на главу Лех Леха (Берешит, 17:1). Раши объясняет там, что, исполняя заповедь обрезания, Авраѓам станет цельным (совершенным), а до тех пор, пока он не обрезан, он считается «человеком с пороком». Также Раши пишет (3-й стих), что, пока Авраѓам не совершил обрезание, «он не в силах был стоять, (когда) Г-сподь пребывал над ним».
Как мы видим, посредством этой заповеди человек исправляет себя как физически, так и духовно. Мой учитель рав Мордехай Ароновский в своей чудесной книге «Нифлаот ми-Торатэха» обращает наше внимание на удивительную вещь. Если мы задумаемся над стихом из книги Берешит: «И обрезал Авраѓам Ицхака, сына своего, на восьмой день, как заповедал ему Б-г» (21:4), то увидим, что конечные буквы (тав, куф, вав, нун) слов «Ицхака, сына своего, на восьмой…» (את יצחק בנו בן) составляют слово тикун — «исправление» (слово бно на иврите оканчивается на букву вав, которая может читаться и как «о» и как «у»). Рав Ароновский отмечает удивительный факт, что это – единственный случай во всей Торе, когда конечные буквы образуют слово тикун (и нет ни одного случая в Торе, когда слово тикун было бы образовано начальными буквами). Так Тора «намекает», что сущность заповеди обрезания для нас — исправление, усовершенствование себя.
При создании Адама сказал Творец (Берешит, 1:26): «Создадим человека по образу и подобию Нашему», во множественном числе. Объясняет рав Моше Тейтельбойм в книге «Йисмах Моше»: Всевышний желает, чтобы в достижении собственного совершенства человек тоже принимал участие – посредством его добрых дел и выполнения воли Творца, и поэтому сказано «создадим» во множественном числе. Для того, чтобы дать человеку возможность участвовать в «собственном создании», он изначально создан неполноценным – как духовно, так и физически (необрезанным). И, поскольку только человек должен участвовать в достижении своего совершенства, во всем животном мире нет другого создания, которое было бы не обрезано при рождении.
Вышесказанное поможет нам понять слова раби Акивы в мидраше (Ялкут Шимони, 447). Там рассказывается, что римский чиновник Торносропус спросил у раби Акивы: «Если Г-сподь желает, чтобы вы (евреи) были обрезанными, почему же он не сделал так, чтобы такими уже рождались?» Ответил ему раби Акива: «Потому что Святой, благословен Он, дал заповеди евреям, чтобы те достигли совершенства собственными усилиями», т. е. евреи рождаются необрезанными, чтобы, исполняя заповедь об обрезании, они участвовали в самосовершенствовании.