ВОПРОС:
Скажите, ребе, почему для постройки Храма был выбран именно в Иерусалим?
ОТВЕТ РАВВИНА:
Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм.
Из сказанного Мааралем в его книге «Нэцах Исраэль» (глава 4) выходит, что у Храма были две особые функции: 1. он представлял собой место, где пребывала Шхина (Б-жественное присутствие), 2. Благодаря Храму весь еврейский народ был един: у них был один алтарь, один первосвященник, и три раза в год (на Песах, Шавуот и Суккот) весь народ собирался в Храме.
Теперь попытаемся задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов.
В нескольких моих ответах я уже писал, что иврит выражает сущность вещей. Тогда, чтобы понять сущность какой-либо вещи, надо постараться понять, что выражает её название на иврите. Если мы хотим понять, в чём специфика Иерусалима, следует обратиться к названию этого города.
В Пятикнижии название «Иерусалим» не встречается ни разу, первый раз мы находим это название в книге Йеошуа (10, 1). В Пятикнижии у этого города мы находим два названия: Йирэ и Шалем. Йирэ — потому что написано (Берешит 22, 14): «И нарёк Авраам имя месту тому “Господь усмотрит (ир-э)”. Посему ныне говорится: “На горе Господней усмотрится (йераэ)”». Иерусалим называется так потому, что здесь люди находятся под особым «присмотром» Всевышнего. Шалемом («полным», «совершенным», «целостным») город назван в следующем стихе (Берешит 14, 18): «И Малки-Цедэк, царь Шалема…». Иерусалим назван так потому, что его жители были совершенны по своим качествам, жили между собой в мире (би-шлемут) и единстве (см. Мешех хохма 22, 14).
Мидраш («Берешит Рабба» 56, 10) говорит, что слово Йерушалаим — это сочетание двух этих названий — Йирэ и Шалем. Поэтому Иерусалим сочетает в себе оба этих свойства: здесь существует особый «присмотр» Всевышнего, и его жители обладают особыми качествами, которые помогают им жить между собой в мире и единстве. А поскольку основные «функции» Храма — служить вместилищем Шхины и объединять всех евреев, то нет для него более подходящего места, чем Иерусалим.