Жулик ли Зильбер?
В своей книге «Чтобы ты остался евреем» рав Ицхак Зильбер пишет о том, как, когда он был заключен в сталинском лагере, у одного из заключенных, который сам был евреем, было любимое высмеивать религиозных евреев, говорить о них всякие гадости.
Рассказывает рав Ицхак:
«Однажды в перерыве сидит он, как всегда, со своей компанией, среди них — Азат, татарин, карточный шулер. Плохой был человек. Как-то проигравший стал его обвинять в мошенничестве, так Азат разбил ему голову лопатой.
Сидит он и болтает на любимую тему — про евреев. А я ношу воду и, проходя мимо них, слышу обрывки разговора. Кто-то оратору возражает:
— А вот Зильбер как же? Он вроде не жулик!
— Тоже жулик. Наверняка.
־ Что-то непохоже.
— Думаете, честный? По еврейскому закону нельзя бриться лезвием. А он же без бороды!
Тут я удаляюсь и ответа не слышу. Потом узнал: кто-то ему объяснил, что я бреюсь машинкой, — сам, мол, в бане видел.
Опять прохожу с ведрами и слышу:
— Все равно жулик!
Слушатели:
— Да в чем?
Он начинает рассказывать про Песах: что хлеб нельзя есть, и так далее.
Какой-то старый татарин говорит ему:
— В Песах, мы видели, он и еще один еврей ели что-то белое, мацу.
И в следующий раз слышу:
־ Да жулик он, жулик, нечего говорить.
— Что еще? — спрашивают.
־ А суббота как же? В субботу ведь работать нельзя.
Ему объясняют, что я в субботу воду не ношу, а прошу других. Он смеется:
— Да ладно вам! Сколько это может продолжаться? Ну, поработают за него субботу, другую. А потом что?
Тут вскакивает страшный Азат, бьет по скамье кулаком и кричит:
— Нет, мы не допустим! Я буду за него работать, другие будут ־ мы не допустим!»
Как объяснить «странное» поведение мошенника?
На первый взгляд, непонятно такое странное, неподходящее для мошенника и столько грубого человек, поведение, которое проявил Азат. Почему его так испугала сама идея, что рав Ицхак не сможет продержаться в соблюдении субботы долгое время? Почему он был готов работать вместо него?
Дело в том, что у каждого человека, каким бы он ни был сам вруном и обманщиком, живет внутреннее стремление к истине. И это – из-за того, что у каждого человека есть святая душа, которая, быть может, и испачкана многочисленными грехами, но все же живет и существует. Поэтому, когда человек видит воплощение истины в этом мире, он зачастую может проявить к ней истинное уважение и даже бороться за нее.
Творить истину ради нее самой
Рамбам пишет (Законы тшувы, 10:2):
«Тот, кто служит Всевышнему из любви, изучает Тору, исполняет заповеди и следует путем мудрости без всякой корысти — не из страха наказания и не для того, чтобы удостоиться награды, но творит он истину ради нее самой».
Таким был и рав Ицхак – все, что он делал, он делал не из-за какой-то корысти, из-за каких-то личных соображений, и только из-за того, что он понимал, что это истина, и поэтому ничто не могло быть ему препятствием в его поступках во имя истины. Посторонние люди чувствовали это и умели это уважать.