Кого что радует
Сказал царь Соломон, мудрейший из людей:
«Когда торжествуют праведники, велика слава, но, когда возвышаются нечестивые, прячется человек»
(Мишлей, 28:12)
Поясняет рабейну Йона (Шаарей Тшува, 1:18): «Праведники уважают и славят людей за любое доброе свойство». И поскольку так, когда они во главе и все выполняют их желание, тогда в устах каждого увеличится добрая слава людей. «Нечестивые же ищут только человеческие недостатки и ошибки, чтобы принизить или унизить людей, даже если те отдалились от своих проступков и раскаялись». А поскольку так, если грешники будут во главе, тогда в обществе увеличится критика и отрицательное суждение о других.
Почему же праведникам свойственна тенденция искать положительное в людях и прославлять их за это, а тенденция грешников критиковать других и унижать?
Причина этого заключается в следующем. Праведники стремятся к добру и ищут его. Добро и положительные качества – это то, что их радует, поэтому они и прославляют других.
Грешники же ищут зло в мире, чтобы этим оправдать свои гнусные поступки – мол, весь мир полон зла, и, следовательно, злые поступки в порядке вещей. По этой причине они любят искать недостатки в каждом и каждого критиковать.
Тора учит нас привычке судить другого с лучшей стороны, как сказано: «суди своего ближнего праведно» (Ваикра, 19:15). Объясняет Талмуд (Шавуот, 10а), что этим Тора обязует каждого еврея судить ближнего, акцентируя лучшее, что в нем есть. Если, наблюдая какое-либо действие своего ближнего, человек имеет возможность расценить его двояко, как позитивно, так и негативно, то он должен не допускать в мыслях негативного суждения, а судить в положительную сторону.
Почему критикуют праведные
И все же нередко мы можем видеть, что праведники с большой критикой относятся к грешникам и к их грехам. Почему?
Причина заключается именно в их стремлении к добру. Поскольку они стремятся к добру и его ищут, они не в состоянии смириться со злом. Возьмем, к примеру, двух людей – один необычайный красавец, а другой очень ужасно некрасив. Если их друг увидит, что оба они испачкались, несомненно, в первую очередь сообщит об этом красивому, желая, чтобы тот вновь обрел свою природную красоту, а не уродливому, улучшить внешность которого он и не надеется.
И хозяйка дома, и кошка преследуют мышей
Чтобы лучше понять разницу между критикой того, кто стремиться к добру, и того, кто ищет зло, Бриске ров приводит следующий пример. И хозяйка дома, и кошка постоянно преследуют мышей. В чем между ними разница? Хозяйка преследует мышей, чтобы от них избавиться, и не заинтересована в них совершенно. Кошка же наоборот, заинтересована в том, чтобы были мыши, и охотится за ними, чтобы насытиться их мясом.
Так же и критикующие грешников и их грехи – те, кто делает это во имя Небес, уповают в сердце, что злодеи исправятся, сделают тшуву и больше не повторят дурное. Но есть такие, кто рад злу, которое есть в мире, поэтому они его и ищут.
Как различить разницу между подходами
Разница между этими двумя подходами мы сможем различить по тому, будет ли человек прославлять других, увидев их положительные качества. Тот, кто ищет зло, никогда не будет этого делать. Более того, будет стараться и в праведниках найти негативное, хоть какое-нибудь зло. Тот же, кто ищет именно добро, когда увидит в других что-то положительное, будет безгранично рад и станет прославлять это добро гораздо больше, нежели критиковал грехи.
Это мы можем наблюдать у пророка Элияу, который был известен своей большой критикой в отношении грешника Ахава и его придворных. Наши мудрецы рассказывают, что, когда он видел праведника, то обнимал его и целовал, прославляя Творца за то, что удостоился увидеть такого святого человека.
Это помогает нам понять, почему в вышеупомянутом стихе сказано: «Когда торжествуют праведники…» Чему они радуются и почему торжествуют? Они радуются положительному в других людях и добру, которое может от этого произойти.