Требование, что коробочки для тфилин должны быть кубической формы, относится к категории галаха ле-Моше ми-Синай (букв. «Закон Моше с Синая») — то есть к законам, которые прямо или косвенно не изложены в стихах Торы, но были переданы устно Всевышним Моше и так же передавались из поколения в поколение.(1)
Талмуд не дает реальной причины, почему форма должна быть именно такой. Иногда это правило приводится в качестве примера закона, детали которого не могут быть поняты человеком, даже если при этом раскрывается общая причина самой заповеди.
Мы понимаем, что тфилин должен функционировать как «знак на руке твоей… и между глазами твоими»(2), но не знаем, почему этот знак должен соответствовать этой конкретной форме. К слову, это ярко демонстрирует, что даже те аспекты, которые мы вроде бы понимаем, на самом деле являются лишь частью истинной причины исполнения заповеди, полное постижение которой недоступно ограниченному смертному разуму человека.(3)
Однако нам следует искать как можно больше возможных объяснений.(4) И ниже приведены некоторые из них.
Обитель для Бога
Зоар утверждает, что тайную причину заповеди тфилин можно найти в стихе: «И построят Мне святилище, и Я буду обитать среди них»(5), где речь идет о Скинии.(6)
Каббалисты объясняют, что ивритское слово «среди них» בְּתוֹכָֽם, можно прочесть как בְּתוֹכָֽ-ם «в пределах мем [софит]»(7), то есть буквы, которая выглядит как квадрат. Тогда получается, что закрытая квадратная буква мем представляет четыре «стороны» (направления) этого мира и квадратную форму Святого Храма.(8)
Известный Мидраш(9) указывает на интересную деталь. Чисто логически, если речь в стихе идет о Скинии, в стихе должно было быть сказано: «И построят Мне святилище, и Я буду обитать в нем». Однако вместо этого говорится: «Я буду обитать среди них», что подразумевает, что когда евреи построят для Бога обитель, Он будет жить в самих людях.
Так как же мы можем выполнить эту заповедь сегодня без настоящего Храма? Накладывая тфилин, мы поднимаем свой духовный уровень и превращаем свои тела в обитель для Всевышнего (посмотрите отдельные объяснения того, почему эта заповедь не относится к женщинам). В свете этого нам говорят, что тфилин должен быть кубической формы, подобной форме Святого Храма и букве мем.(10)
Круглые создания
Другая причина основана на утверждении Иерусалимского Талмуда о том, что в течение шести дней творения не было создано ничего квадратного.(11) Таким образом, квадрат и куб представляют собой то, над чем человек работает, придавая ему форму. Поэтому тфилин кубической формы символизирует нашу миссию возвысить материальное и физическое, наполнить его Божественной святостью и, в конечном счете, превратить в место обитания Творца,(12) что будет окончательно реализовано с наступлением эпохи Машиаха.
Так пусть же мы будем удостоены, чтобы это произошло вскоре, в наши дни!
Сноски
- Талмуд, Менахот, 35а. Далее Талмуд предполагает, что это связано с другим утверждением о том, что «ношение круглого тфилин опасно». Но почему? Объясняется, что теоретически это утверждение может относиться только к такому тфилин, который был бы круглым, как орех. Поскольку нижняя его часть закруглена, есть риск того, что в случае, если надевший его человек вдруг ударится головой о стену, нижняя часть тфилин сильно надавит на лоб и приведет к травме. И общепринятая квадратная форма коробочки тфилин делает невозможным какое-либо закругление углов — даже верхней части при плоском основании.
- Дварим, 6:8.
- См. Тания, Игерет ха-Кодеш, 19, и примечания Любавического Ребе на это место.
- См. например, Мишне Тора, Хилхот Тмура, 4:13.
- Шмот, 25:8.
- Зоар 1:129а-б.
- В ивритском алфавите есть 5 букв, которые меняют свое начертание, когда пишутся в конце слов. При этом они получают к названию приставку «софит» от слова סוף (соф) — конец.
- Рав Хаим Виталь в Эц ха-Даат Тов, Паршат Трума.
- См. Альших на Шмот, 25:8; Решит Хохма, Шаар Ахава, гл. 6.
- См. рабби Йешаяу бен Авраам ха-Леви Горовиц (Шла), Месехет Таанит, Нер Мицва, 30.
- Иерусалимский Талмуд, Недарим, 3:2.
- См., например, рабби Авраам Цви Гинцлер в Яцив Авраам, Паршат Бо; однако см. и Китвей Рабби Хаим Элиэзер Бичовски, стр. 20, где говорится, что прямоугольная форма тфилин означает, что они выше Творения.