«И вернул начальника виночерпиев на его должность» (40:21).
Почему фараон простил начальника виночерпиев и вернул на свой пост, а начальника пекарей повесил?
Объяснить это можно тем, что фараон оценил, насколько оба они вовлечены в свою работу. Того, кто полностью вовлечен во все детали работы и готов вложить в нее все свое время, следует простить, даже если он случайно ошибся. Ведь можно предположить, что он со своей стороны приложил все усилия, чтобы эта ошибка не возникла. К тому же, можно предположить, что и после того, как она произошла, он произведет необходимые изменения, чтобы она не повторилась. А кто не вовлечен в работу и лишь приглядывает за ней издали, того нет смысла прощать, поскольку завтра или послезавтра он ошибется снова.
О начальнике виночерпиев говорится: «И рассказал начальник виночерпиев свой сон Йосефу: во сне передо мной был виноград…» Согласно этому описанию он прежде всего рассказывает Йосефу об этапах приготовления напитка во всех деталях. Он буквально стоит перед лозой: «Виноград передо мной» – сам приходит на работу и следит за делами, находясь рядом. Когда начальник сам находится на месте работы, а не из офиса следит за сотрудниками, то все дела совершаются должным образом. «И чаша фараона у меня в руке, и я взял виноград и выжал его в чашу фараона, и поставил чашу ему на руку». Он сам занят всеми этими действиями — сам берет виноград и сам выжимает.
С другой стороны, о начальнике пекарей говорится: «И я был во сне, и три плетеные корзины у меня на голове. В верхней корзине из всей еды фараона – выпечка, и птица съела их из корзины на моей голове». Он только описывает сон, но здесь нет никакого упоминания, что он сам был вовлечен в стадии приготовления еды. А кто в работе не участвует, ясно, почему приходит к ошибке и заслуживает наказания.
Нам следует знать, что и Б-г так же ведет Себя с человеком во всем, что связано с его духовной работой. Если человек показывает, что ему важно служение Б-гу, и что он вовлечен в нее до самых глубин, его можно простить, даже если он согрешил. Но кто в основном живет своими материальными заботами, а в духовных лишь «витает», не обращая на них внимания, того и прощать не за чем.
Это правило находит явное выражение в воспитании детей. Отец должен лично участвовать в их воспитании во всех деталях. Если он так и делает, то даже если тут и там он допускает маленькие ошибки в воспитании, это не принесет проблем. И так во всех домашних делах. Чтобы жизнь в семье была освящена, нужно активно участвовать в ней — в основном, нужно показывать хозяйке дома, насколько мы уважаем ее, как хорошо знаем ее достоинства, ценим все, что она делает для нас.
Это можно сделать, уделяя жене внимание, и не только в важных вопросах. Иногда даже маленький подарок, стоимость которого достигает лишь нескольких шекелей, доказывает ей, что муж ее ценит.
Рав И. Зильберштейн говорил: Мой родственник, гаон раби Азриэль Ойербах рассказал мне, что много лет назад в Иерусалиме появилось новое «изобретение», которое привлекло большое внимание домохозяек. Раньше было принято чистить морковь простым ножом, а это новшество принесло на рынок особое приспособление, позволяющее чистить ее гораздо легче. И кто была первая женщина в Иерусалиме, получившая «продвинутый» прибор для чистки моркови? Его жена – рабанит Ойербах.
Я полагаю, – сказал рав И. Зильберштейн, – что этот гаон Израиля познакомился с новым прибором вследствие заданного ему вопроса по поводу закона Торы. Возможно, вопрос касался окунания этого прибора в микву. А услышав о таком инструменте, способном помочь его жене в работе на кухне, он решил преподнести его ей в качестве подарка, чтобы тем самым выразить, насколько он ценит ее самоотверженную работу по дому.
Сколько стоил такой прибор? Скорее всего, немного. Но в этом было выражение благодарности и уважения со стороны рава к своей супруге. Так должен поступать и всякий муж.