Вопрос:
Уважаемый рав!
Шабат — это один из семи дней недели, отличающийся от остальных в плане смыслового наполнения и уровня святости. Но если мы посмотрим на время зажигания свечей и исхода субботы, то обнаружим, что он выделяется на фоне всей недели и по продолжительности: Шабат длится не ровно сутки, как обычные дни, а целых 25 часов (или, в зависимости от страны, еще больше). Из-за чего это происходит?
Ответ:
Шабат длится с наступления вечера одного дня до наступления темноты другого — как и все еврейские календарные даты. Но когда именно наступает ночь? Когда садится солнце или приходит тьма?
Закат наступает несколько раньше, чем мир погружается в темноту, и получается, что непонятно, что именно брать за точку отсчета, когда речь идет о Шабате. Есть считать, что сутки начинаются с заходом солнца, то мы можем случайно закончить Шабат слишком рано и этим его нарушить. Если ориентироваться на темноту, то мы, наоборот, можем зажечь свечи в то время, когда это может быть уже запрещено…
Этот вековой вопрос долгое время обсуждался различными авторитетами еврейского закона. Как это часто бывает, между мудрецами возникали бурные споры и разногласия. В конце концов было принято решение, удовлетворяющее все возможные требования, чтобы мы могли чувствовать себя в безопасности и ни в коем случае не нарушать субботу: уже много поколений подряд мы начинаем соблюдать законы Шабата еще до захода солнца в пятницу и продолжаем до тех пор, пока на следующую ночь в небе не появятся звезды.
Кроме того, существует особая заповедь «добавлять от будничного к святому». Проще говоря, это означает, что мы стараемся отмечать Шабат и другие еврейские праздники хотя бы немного более долгий срок, чем предписано в соответствии с астрономическими расчетами. Это отлично показывает, насколько драгоценны для нас эти дни.
С уважением,
Рав Менахем Познер