И принесли скинию к Моше: шатер и все принадлежности его, крючки его, брусья его, засовы его, столбы его и подножия его.
(Шмот, 39:33)
Это были не действия Моше, а чудо
Когда все части мишкана были собраны по отдельности, их принесли к Моше, и он уже поставил сам стены и собрал переносной Храм. Раши объясняет[i], что из-за объемного веса материала, никто из участвующих в строительстве Мишкана не был в состоянии довести дело до конца и собрать переносной Храм полностью, поэтому они принесли все части Мишкана к Моше.
Моше тоже не мог поднять тяжелые стены, и Б-г сказал ему:
– Производи такие движения, как будто ты воздвигаешь стены, и стены поднимутся сами.
Как понять Раши, если после нескольких стихов в главе Торы Шмот, пасук 40 рассказывает: «И поставил Моше скинию…» (Шмот, 40:18), таким образом, Моше приписывается действительная сборка мишкана. Однако мидраш говорит, что он не только не сделал это действие самостоятельно, но и физически не был в состоянии его произвести.
Тогда о чем повествует Тора и в чем смысл того, что Моше поставил мишкан, если очевидно, что это действие предпринял не он?
Креативный, по определению, но не в действительности
Ответ на этот вопрос заключается в понимании любого акта созидания человека, его креативности.
Когда семейная пара решает, что пришла пора завести ребенка, они используют систему, основанную Б-гом, для «созидания малышей». Они не приписывают себе обладание достаточными знаниями анатомии, чтобы произвести синтез белков, необходимых для роста младенца. Они не утверждают, что понимают физиологию настолько, что могут провести сеанс абсолютно точной связи между нейронами в мозгу. И уж точно они не заявляют, что выучили курс патологии и могут обеспечить создание для зародыша иммунной системы.
Когда мы говорим, что семья «сотворила» ребенка, мы имеем в виду, что супруги воспользовались доныне существующей системой, которая была создана с великой мудростью и предусмотрительностью. Они нажали кнопку, а «шестеренки» и другие “передаточные механизмы» пришли в действие и начали свое дело. Через девять месяцев на свет появилось идеально сформированное, обыкновенное чудо, называемое человеком.
У них родился ребенок, но они не создали ребенка.
То же самое является верным и для любого креативного действия человека, будь то рождение ребенка, выращивание фермером кукурузы или создание предпринимателем индустрии какого-либо производства.
Мы берем уже существующие элементы известной конструкции, используем заранее сформированные системы, нажимаем на переключатель и приписываем себе итоговый результат.
В наших глазах именно собственные усилия создали продукт, хотя в действительности мы сделали немногое: всего лишь воспользовались уже установленными и существующими механизмами.
Можно провести такую аналогию:
Френк, пекарь
Каждый день, когда Френк уходит с работы, он берет с собой две упаковки свежеиспеченного печенья для своих детей. Его дети обожают хвастаться вкусным печеньем, которое делает их папа. Им завидуют все ученики первого класса. Естественно, когда школа планирует провести ярмарку-распродажу мучных изделий, к кому дети идут за помощью? К Френку!
К сожалению, Френк знает о выпечке печенья не так много. Видите ли, Френк работает на заводе. Каждое утро, ровно в 4.20, он нажимает кнопку, чтобы включить агрегат, и ровно через 35 минут из печи выходит первая порция знаменитого фирменного печенья Stella D’oro Chocolate Fudgecookies.
Френк не сам придумал этот алгоритм: он даже не знает, какие ингредиенты входят в состав знаменитого шоколадного печенья, когда-то родившегося в Швейцарии. Он не смог бы сказать, какие консерванты и пищевые красители используются при выпечке. Он не смог бы объяснить разницу между лучевой и конвекционной теплотой и ее влиянием на хруст печенья. И уж точно он не мог бы создать сложнейшую систему конвейеров, миксеров и печей с непрерывной загрузкой и доставкой, которая необходима, чтобы испечь печенье. Его работа заключается в переключении выключателя. Машины делают все остальное.
Колумб открыл Америку – но не он придумал ее
Когда человек овладевает силами природы, мы смотрим на него с восторгом и трепетом. Какой гениальный мыслитель! Он изобрел что-то, чего до него еще не было.
Неизбежно мы приписываем мудрость Создателя системы тому, кто додумался ее использовать.
Это ошибка.
Это можно сравнить с великим открытием Колумба! Колумб открыл Америку?! Да, он обнаружил ее, но не он создал ее, не он ее сотворил. Когда человек прикасается к могущественным силам Творца в мире, сам он при этом ничего не создает.
Он открывает некоторые детали систем и механизмов, которыми пользуется Б-г, управляя этим миром. Используя уже существующие системы, законы, принципы и механизмы, человек всего лишь «переключает выключатель». Результат может быть потрясающим, но ничего нового сотворено не будет. Человек обнаруживает какую-то часть механизмов, созданных еще в первые шесть дней Творения.
Разница между Моше рабейну и нами
Видимо, ответ на вопрос Раши заключается в том, что Моше рабейну понимал: любое действие, которое он совершает, есть не более, чем переключение выключателя.
Это агрегат и установка Творца, и Он управляет им.
Если сегодня Всевышний сказал ему, что его обычные физические действия руками, имитирующие подъем тяжести, принесут результат, – значит, это просто другой способ «нажать на кнопку». Когда Моше повторил указанные движения руками, будто он поднимает мишкан, его действия также приписывались ему, потому что Б-г сказал, что в данном случае сработает такой-то механизм. Это ничем не отличается от действий фермера, сеющего зерно, или семейной пары, родившей малыша.
Все это знаки и результаты Чудесного, и задача человека – лишь совершить определенные и необходимые действия, предусмотренные Создателем.
Таким образом, Моше действительно поставил мишкан. Он использовал механизм, созданный Творцом, чтобы получить нужный результат.
Понимание этого процесса и его результата кардинально для нашего осознания роли Б-га в природе и Его управления миром, и нашей собственной миссии том, кто поставил стены в жизни на земле.
[i]и доставили скинию…. Так как они не могли возвести ее сами. Поскольку Моше не делал никакой работы по изготовлению скинии, Святой, благословен Он, предоставил ему возведение (скинии). Никто не мог возвести ее из-за тяжести брусьев, – человек не в силах был установить их вертикально, а Моше поставил. Сказал Моше пред Святым, благословен Он: «Как может человек возвести (скинию)? » Сказал Он ему: «Займись (этим) ты, своими руками». Казалось, что Моше возводил (скинию. однако) она поднялась и стала сама. И таково (значение) сказанного «была возведена (или: возвелась) скиния» [40, 17] — воздвиглась сама собою. МидрашрабиТанхума. (Раши)