Что такое Суккот?
Суккот – большой еврейский осенний праздник, который продолжается 7 дней, можно сказать, это кульминация всех осенних праздников. На протяжении 7 дней Суккота Тора заповедует нам жить в специальных шалашах. Такие шалаши на иврите называются суккот (мн. число от сукка – шалаш), поэтому праздник так и назван — Суккот, то есть это «праздник шалашей» (в русской традиции встречается название «праздник кущей»).
С праздником Суккот связана заповедь о 4-х видах растений – на иврите арбаат а-миним, и каждый день, выполняя эту заповедь, мы должны говорить на эти растения благословение. Заповеди о сукке и арбаат а-миним вроде визитной карточки Суккота.
Когда празднуют Суккот?
Начинается праздник 15-го числа месяца Тишрей и, как уже было сказано, продолжается целую неделю, а на 8-ой день наступает следующий праздник — Шмини Ацерет. В Шмини Ацерет уже нет заповеди жить в сукке и говорить благословение на 4 вида растений, это самостоятельный праздник. Хотя Талмуд утверждает, что в некоторых аспектах Шмини Ацерет все же как бы продолжает Суккот.
Дни между первым днем праздника Суккот и до Шмини Ацерет — это полупраздничные дни, на иврите холь а-моэд.
7-ой день праздника Суккот – Ошана Раба (см. ниже).
В этом по григорианскому календарю 2018 году Суккот начинается в воскресенье вечером 23-го сентября с заходом солнца.
Почему праздник Суккот так называется?
Как уже говорилось, Тора называет Суккот «праздником шалашей», хаг а-суккот. Кроме того, еще называет праздником сбора урожая, хаг а-асиф, поскольку он приходится именно на это время.
Наши мудрецы зачастую называют Суккот просто «хаг» — «праздник». Это большой еврейский праздник и очень радостный!
Почему Суккот после Йом Кипура?
О том, почему праздник Суккот следует за Йом Кипуром, читайте тут.
Какие заповеди связаны с праздником Суккот?
Этот праздник изобилует заповедями. Вот некоторые из них.
Сукка
Согласно Торе, во время праздника Суккот основным жилищем еврея должна быть сукка, и ему надо жить в ней так же, как на протяжение всего года он живет в своем доме. Следует перенести в сукку красивые предметы быта, есть, пить и даже спать там.
Подобно тому, как человек обычно проводит основные трапезы у себя дома, он должен те же трапезы устраивать в сукке. А пищу, которую обычно не едят в качестве основной трапезы, можно есть и вне сукки.
А вот спать, даже несколько минут, вне сукки запрещено (конечно, речь в данном случае идет о теплом израильском климате).
Подробно о законах сукки читайте тут.
Четыре вида растений
Тора заповедует каждому еврею в праздник Суккот взять в руки арбаат а-миним (четыре вида растений). Эти растения: этрог, лулав, адас, арава. Чтобы выполнить заповедь нетилат лулав, нужно взять вместе 1 этрог, 1 лулав, 2 ветки аравы (речная ива) и три ветки адаса (мирт). Все эти виды растений нужно соединить вместе. Если человек не соединяет их воедино или берет по одному, он не выполняет заповедь.
В соответствии с предписанием Торы, вне Храма заповедь нетилат лулав исполняется только в 1-й день, а в Храме на протяжении всех 7 дней. Однако наши мудрецы обязали нас выполнять эту заповедь на протяжении всех дней праздника Суккот, за исключением Шабата.
Подробно про заповедь о четырех видах растений читайте тут.
Радость в праздник Суккот
Конечно, заповедь радоваться связана со всеми нашими праздниками, однако в Суккот она особенно выделена. Это видно еще из того, что Тора, говоря про Суккот, упоминает о заповеди радоваться 3-жды:
- «И веселитесь пред Господом семь дней» (Ваикра, 23);
- «И веселись в твои праздники…» (Дварим, 16);
- «И будешь только веселым» (Дварим, 16).
И в молитве праздника мы называем Суккот «праздником нашей радости».
О том, почему в Суккот есть особенная заповедь радоваться, читайте тут.
Подробную статью о заповеди радоваться в праздники читайте тут.
Алель
В Суккот каждый день читают полный Алель. И это при том, что в Песах полный Алель мы читаем только в 1-й день праздника, а во все остальные лишь в сокращении.
О том, почему во все дни Суккот, в отличие от Песаха, мы читаем полный Алель, читайте тут.
«Ушпизин» — гости праздника Суккот
Согласно Каббале, в праздник Суккот каждого еврея посещают души 7 праведников: Авраама, Ицхака, Яакова, Йосефа, Моше, Аарона и Давида. Каждый из них посещает нас в определенный день. Ушпизин надо призывать в сукку все 7 дней, когда входим в нее.
И вот что следует сказать:
«Войдите, высшие из гостей, святые,
войдите, отцы высшие и святые,
чтобы сидеть под сенью высшей веры».
Затем приглашают того из ушпизин, кто, согласно традиции, приходит в этот день, а вместе с ним и 6 остальных праведников.
Подробней про ушпизин читайте тут.
Ошана рабба
Ошана рабба – последний, седьмой, день праздника Суккот. Согласно каббале , Ошана рабба является судным днем. В этот день заканчивается Небесный суд, который был начат в Йом Киппур. И это – посредством передания окончательного приговора посланникам. Поскольку так, есть много различных обычай, которые отличают этот день и придают ему особый, праздничный характер судного дня.
Подробнее о дне Ошана рабба и о его обычаях читайте тут.
Суккот во время Храма
Паломничество в Храм
Суккот – один из трех праздников, в которые евреям во время Храма нужно было совершать паломничество в Иерусалим и приносить жертвы.
Нисух а-маим
Во времена Храма на протяжении всех дней праздника Суккот выполняли заповедь возлияния воды — нисух а-маим. Этот закон Моше получил на горе Синай, потом его передавали из поколения в поколение в устной форме. Вместе с возлиянием вина при ежедневном утреннем жертвоприношении отдельно на жертвенник возливали воду.
Воду для этой цели брали из источника Шилоах, который находился недалеко от Иерусалима, и возливали ее в специальное отверстие, которое было в одном из «рогов» жертвенника, с юго-западной его стороны.
Симхат бейт а-шоэва
Черпание воды и ее выливание на жертвенник сопровождалось великой радостью, песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Пока процессия двигалась туда и обратно, евреи ликовали. Причем начинали радоваться задолго до самой процессии.
В настоящее время в холь а-моэд Суккот во многих местах — в синагогах, ешивах, на центральных улицах, — принято танцевать под музыку в память о симхат бейт а-шоэва. Празднества обычно начинаются поздно вечером и могут продолжаться до глубокой ночи.
Подробнее о симхат бейт а-шоэва читайте тут.
Акель — публичное чтение свитка Торы царем
Во времена Храма в праздник Суккот раз в 7 лет, после окончания года шмиты, согласно заповеди Торы, царь должен был лично прочитать отрывки из свитка Торы всему народу, который стекался в Иерусалим на праздник Суккот, — мужчинам, женщинам и даже малым детям.