Определение мукцэ махмат гуфо и примеры такого рода мукцэ
Когда в Талмуде или в книгах законоучителей упоминается о мукцэ и не обозначен вид мукцэ, как правило, речь идет о мукцэ махмат гуфо. К этой категории мукцэ принадлежат предметы, не подготовленные к использованию в субботу. Мукцэ махмат гуфо запрещено перемещать в субботу, какие бы цели при этом ни преследовали.
Приведем несколько примеров данного вида мукцэ. Камни, палки, ветки, песок, земля, которые находятся на улице и которые специально не предназначили для использования в быту. Монеты, купюры и жетоны, которые в будние дни используют для оплаты. Пламя, неспелые плоды и другие продукты питания, которые в их данном состоянии не пригодны в пищу.
Рассмотрим ситуацию, при которой холодильник, в котором, среди прочего, хранятся неприготовленные продукты, имеющие статус мукцэ махмат гуфо, вышел из строя в субботу или прекратилась подача электроэнергии. Как правило, даже в довольно жаркие дни нет причины опасаться того, что мясо, рыба или другие продукты, находящиеся в морозильной камере, успеют испортиться до конца субботы. Если такая вероятность существует, и если это произойдет, то ущерб будет значительным, разрешено переложить эти продукты в более сохранное место. Почему это разрешено, ведь мукцэ махмат гуфо запрещено перемещать, для какой бы цели это ни делали? Дело в том, что согласно некоторым мнениям, сырые мясо и рыба не являются мукцэ, т.к. их можно скормить животным. В случае, когда нет угрозы значительного ущерба, следуют мнению тех, кто считает, что при наличии корма, человек не станет скармливать животным качественные продукты, которые он сам может употребить в пищу. Поэтому, неприготовленные мясо и рыба, которые человеку в пищу непригодны, но и животным не предназначены, они считаются мукцэ махмат гуфо.
Сырые яйца не считаются мукцэ, хотя мало, кто их ест в таком виде.
Молотый кофе и листья чая не заваривают в субботу обычным способом, как это объяснялось в разделе о варке в субботу. Для тех, кто иногда пользуются ароматным чаем или кофе в качестве благовоний или заваривает их в субботу в воде, температура которой ниже 45℃, эти продукты не являются мукцэ. Для тех, кто не пользуется чаем и молотым кофе для вышеназванных целей, они являются мукцэ махмат гуфо.
Испорченные продукты, которые невозможно употреблять в пищу, являются мукцэ махмат гуфо. Те продукты, которые в случае нужды, человек может съесть, не являются мукцэ.
Замороженные готовые продукты не являются мукцэ, т.к. в субботу разрешено их разморозить. Даже в случае, если до исхода субботы они не остается достаточного времени, за которое они могут успеть разморозиться, они не считаются мукцэ.
Любые животные, включая декоративных, являются мукцэ махмат гуфо. Поэтому, ни собак, ни кошек, ни морских свинок, ни черепах, ни клетку с пернатыми не разрешено перемещать. Аквариум также запрещено перемещать, но снять с него крышку, когда необходимо покормить рыбок, – разрешено.
Если для того, чтобы было воспользоваться фольгой или целлофановой пленкой, их необходимо отрезать от общего рулона, они считаются мукцэ махмат гуфо, т.к. отрывать и отрезать их в субботу запрещено. Такой же статус имеет и цельная нитка, намотанная на катушку, которую для использования необходимо отрезать или оторвать.
Туалетная бумага не считается мукцэ, хотя для того, чтобы ее воспользоваться, ее нужно оторвать от общего рулона. Отличие закона в отношении туалетной бумаги от закона в отношении фольги или нити объясняется тем, что, в случае отсутствия нарванной бумаги, во имя сохранения человеческого достоинства, разрешено отрывать туалетную бумагу измененным способом. Значит, теоретически, рулон туалетной бумаги пригоден для использования в субботу.
Медикаменты
Правила лечения в субботу – это отдельная тема. В рамках изучения законов о мукцэ, приведем основные принципы в отношении того, какой статус имеет то или иное лекарство. Виды лекарств, которыми довольно часто пользуются, как например болеутоляющие и жаропонижающие, даже когда нет в доме больных, не являются мукцэ, т.к. они теоретически могут понабиться в субботу, либо их хозяевам, либо их соседям[1].
Если еще до субботы стало известно о том, что какое-либо лекарство, лечиться в субботу которым разрешено, может понабиться (одному из членов семьи, гостю, пациенту в больнице и т.п.), то даже если им пользуются крайне редко, оно не является мукцэ. Но если до наступления субботы не было известно о наличии тех, кому может понабиться такое лекарство, оно считается мукцэ[2].
Крем для рук является мукцэ, т.к. пользование им в субботу запрещено.
Продукты питания, которые запрещены Торой или постановлением мудрецов
Продукты, запрещенные Торой или постановлением мудрецов в любое использование, являются мукцэ махмат гуфо. В качестве примера можно привести: яйца, снесенные в субботу; квасное (хамец) во время праздника Песах; плоды Израиля, от которых не отделили определенные части, полагающиеся коэнам, левитам и т.д. (тэвель); плоды первых трех лет после посадки или пересадки дерева (орла); молоко, надоенное в субботу и т.д.
Продукты, запрещенные в пищу Торой или постановлением мудрецов, от которых разрешено извлекать пользу иным способом: продать или подарить нееврею, скормить животному и т.д., не являются мукцэ. Примером этого может служить сваренное в молоке мясо птицы или смесь молочного и мясного, которые не варили вместе. Такой продукт запрещено есть, но продать или подарить нееврею или скормить животному разрешено.
Продукты, которые человек не ест в качестве устрожения, но по букве закона они не запрещены, – не являются мукцэ.
В Йом Кипур продукты питания и напитки не являются мукцэ, т.к. их разрешено употреблять в пищу тем, кому запрещено поститься[3].
Продукты, которые согласно обычаям одних общин употребляют, а согласно обычаям других общин не употребляют, не являются мукцэ. Поэтому рис, чечевица, семечки и другие виды продуктов, которые ашкеназы не едят в Песах, а многие сефарды едят, не считаются мукцэ и для ашкеназов. Еще один пасхальный обычай. В некоторых общинах принято не допускать контакта мацы с жидкостью (шруя). Поскольку в других общинах это не запрещено, намокшая маца не является мукцэ и для тех, кто ее не употребляет в пищу.
Цветы и растения
Ветки деревьев и кустов, равно как и все прочие растения, являются мукцэ махмат гуфо. Поэтому, в случае, когда они мешают пройти, следует пробираться через них отталкивая телом, но не устранять рукой. Растения, которые имеют приятный запах, если нет вероятности того, что их вырвут из земли, разрешено приблизить даже руками, чтобы насладиться их ароматом.
При перемещении горшков и кадок с растущими в них растениями, должны быть учтены законы о мукцэ[4]. Горшки и вазы, которые иногда передвигают с места на место, как, например, вазу с цветами, разрешено перемещать и в субботу. Если этим предметам определяют постоянное место и стараются их не передвигать, а тем более если это массивные горшки и кадки, которые не двигают вообще, то перемещать их в субботу запрещено.
Если в субботу упал горшок с растением, то поднимая его, должны быть учтены законы о мукцэ[5]. Высыпавшаяся из горшка земля является мукцэ, но все же ее разрешено замести подобно тому, как разрешено подметать мусор, который так же является мукцэ махмат гуфо[6].
Цветы, которые не успели поставить в воду до субботы, не являются мукцэ, т.к. их специально подготовили для того, чтобы ими украсить интерьер дома. Их разрешено поставить в вазу, в которой нет воды[7].
Пищевые отходы, мусор, предметы, вышедшие из пользования
Кости, кожура, остатки еды, упавшие на пол и находящиеся в мусорном ведре продукты питания, не пригодные в пищу косточки плодов, если их не используют в качестве корма для животных, считаются мукцэ махмат гуфо. Когда такие отходы оказываются в руках во время принятия пищи, их разрешено отнести в любое другое место, например, чтобы выбросить в мусор. Если пребывание в месте, где находятся отходы, неприятно, а уйти в другое место невозможно, то их разрешено выбросить в мусор, даже если их уже успели положить на стол[8].
Пищевые отходы, пригодные в корм домашним животным, находящимся в данном месте, не считаются мукцэ, даже для тех людей, у которых таких животных нет. Поэтому, в местах, где принято держать собак и кошек, остатки мяса, рыбы и молочных продуктов не считаются мукцэ. В местах, где у людей есть аквариумы, клетки с пернатыми, морскими свинками или кроликами, остатки хлебобулочных изделий и овощей не считаются мукцэ. Отходы, годящиеся в корм только тем видам домашних животных, которые редко встречаются в этой местности, для тех, у кого этих видов животных нет, являются мукцэ, а для тех, у кого они есть, – не являются. В случае, когда отходы уже выбросили в мусор, а также в местах, где нет животных, они считаются мукцэ махмат гуфо, даже если они пригодны в корм животным.
Абрикосовые косточки, которые дети используют для игры, в случае если их вынули из плода до субботы, не считаются мукцэ, но, если это сделали в субботу, согласно одним мнениям они считаются мукцэ махмат гуфо, а согласно другим – нолад.
Отходы продуктов питания, имеющие статус мукцэ, запрещено перемещать даже во время еды, однако вынимать их изо рта разрешено обычным способом.
Если в еду попали соринки, то, несмотря на то, что они являются мукцэ махмат гуфо, их разрешено устранить обычным способом. Аналогично этому, разрешено вынуть насекомое, попавшее в стакан с напитком или в тарелку с супом[9].
В субботу разрешено устранить грязь с тела и это не расценивается как перемещение мукцэ. Пылинки, песчинки, ниточки, пушинки, которые находятся на одежде или мебели, разрешено устранять в субботу[10]. В субботу разрешено мыть посуду, хотя остатки еды являются мукцэ махмат гуфо.
Старые газеты, письма, приглашения на торжества, календари, которые решили выбросить и которые точно не понадобятся, являются мукцэ махмат гуфо, даже до того, как их успели выбросить. Ключи, которым нет никакого применения, например, после того как заменили замок, являются мукцэ махмат гуфо.
Использованная для утреннего омовения рук или для омовения рук перед трапезой вода, не является мукцэ, т.к. по букве закона пользование ее не запрещено[11].
Тара и упаковки
Различные виды упаковок, как, например, коробки, банки, бутылки и пр., которые после того, как из них вынули содержимое, не пригодны для повторного использования, считаются мукцэ махмат гуфо. Если упаковкой, теоретически можно воспользоваться после того, как она опустела, но этого обычно не делают, по мнению одних законоучителей, она считается мукцэ махмат гуфо, а по мнению других – не считается.
Запрещено вынуть пустой пакет из-под молока из пластикового молочника, т.к. он является мукцэ махмат гуфо. Как же следует поступить, чтобы, не нарушая закон, сменить пустой молочный пакет на полный? Для этого следует вынуть пустой пакет из молочника, пока в нем еще находится некоторое количество молока, вылить из него остатки молока в стакан, а затем, когда он опустеет выбросить в мусор[12]. Если пакет опустел и превратился в мукцэ, до того, как его вынули, то чтобы заменить его полным, следует поднести молочник к мусорному ведру и вытрясти из него пустой пакет, не дотрагиваясь до него рукой, или же вставить полный, не вынимая пустой.
Одноразовая посуда
Согласно мнению ряда законоучителей, использованная одноразовая посуда, которой не принято пользоваться повторно, считается мукцэ махмат гуфо. Такую посуду разрешено убирать со стола только в случае если ее вид делает нахождение в этом месте неприятным[13]. Другие законоучителей считают, что одноразовая посуда, которая теоретически может быть пригодна для повторного использования, например, если ее помыть, не считается мукцэ, несмотря на то, что ее обычно выбрасывают. После того, как использованную одноразовую посуду выбросили в мусор, согласно всем мнениям, она считается мукцэ махмат гуфо. Если в данном месте одноразовыми стаканчиками принято пользоваться повторно, поэтому пока их не выбросили в мусор, они не становятся мукцэ даже согласно более строгому мнению.
Одноразовые противни, изготовленные из плотной фольги, для тех, кто их использует многократно, считаются кли шэ-млахто ле-исур. Для тех, кто ими обычно не пользуются вторично, закон такой же, как в случае с одноразовой посудой: по одному мнению, они считаются кли шэ-млахто ле-исур, по-другому – мукцэ махмат гуфо. После того, как противень пришел в негодность или его выбросили в мусор, согласно всем мнениям его статус – мукцэ махмат гуфо.
Вышедшие из строя предметы
Когда речь идет о вышедших из строя предметах, может возникнуть множество разных ситуаций, влияющих на статус этих предметов в отношении законов о мукцэ. Приведем несколько возможных ситуаций:
- вышедший из строя предмет, который не пригоден ни для какого использования;
- вышедший из строя предмет, который может быть использован для каких-либо целей и им продолжают в этих целях пользоваться;
- вышедший из строя предмет, который может быть использован для каких-либо целей, но им решили не пользоваться, и выбросили в мусор еще до наступления субботы;
- вышедший из строя предмет, который может быть использован для каких-либо целей, но им решили не пользоваться, и выбросили в мусор уже после наступления субботы;
- вышедший из строя предмет, который может быть использован для каких-либо целей, но его обычно не хранят для дальнейшего пользования и выбрасывают в мусор, хотя еще и не успели этого сделать;
- испорченный предмет, который еще пригоден для использования по его первоначальному предназначению и его обычно хранят, но в данном случае хозяева его выбросили в мусор.
В ситуациях 1), 3) и 5) предмет является мукцэ махмат гуфо. В ситуациях 2), 4) и 6) предмет сохраняет свой первоначальный статус и не становится мукцэ махмат гуфо.
В свете приведенных принципов, талит, от которого оторвались нити цицит, не становится мукцэ, т.к. им будут продолжать пользоваться в качестве одежды, после того, как исправят.
Если от предмета отсоединилась определенная часть, но предмет все еще полностью или частично пригоден к использованию, а отсоединившаяся часть непригодна для дальнейшего использования, то эта часть становится мукцэ махмат гуфо, а предмет – не становится. Если отсоединившуюся часть собираются сохранить, чтобы присоединить обратно к предмету, ее статус таков же, как и предмета. Так, например, дверца, отсоединившаяся от тумбочки, или ручка, которая открутилась от такой дверцы или пуговица, оторвавшаяся от одежды или подлокотник, отломившийся от дивана или кресла, – в случае, если их собираются сохранить и вернуть на первоначальное место, не являются мукцэ.
Решетчатое предохранительное покрытие, которое отсоединилось от настольного или напольного вентилятора, не является мукцэ махмат гуфо, т.к. в будущем его обязательно прикрепят обратно[14].
Части, отсоединившиеся от зданий, от предметов, прикрепленных к зданиям и от объемных предметов
Когда речь идет об отсоединившейся части предмета, который прикреплен к стене или потолку, закон отличается от приведенного выше. Дело в том, что предмет, прикрепленный к стене, к потолку или к полу здания, является частью этого здания и отсоединившаяся от этого предмета часть, как и любая другая часть здания, в любом случае считается мукцэ. Поэтому предохранительное покрытие, отсоединившееся от вентилятора, прикрепленного к потолку или к стене здания, является мукцэ махмат гуфо, хотя в будущем его собираются вернуть на прежнее место. Аналогично этому, крючок или вешалка, оторвавшиеся от стены или от двери здания, считаются мукцэ махмат гуфо. То же можно сказать и о ручке, отсоединившейся от двери дома. Но если ручка упала до субботы и хозяева решили пользоваться ею как съемным приспособлением для открывания и закрывания дверей, то ее разрешено перемещать и пользоваться ею для этой цели[15].
Предметы, объем которых составляет 332 (согласно другим мнениям 576) и более литров, в отношении законов строительства в субботу, приравнены к зданиям. Это верно и в отношении законов о мукцэ. Поэтому дверца или ручка дверцы, отсоединившиеся от шкафа, имеющего названные габариты, считаются мукцэ махмат гуфо. Таков же закон в случае, если от холодильника, объем которого 332 (или 576) и более литров, оторвался приклеенный к нему крючок: крючок считается мукцэ махмат гуфо и его запрещено перемещать. В случае, когда речь идет о креплении с помощью вакуума (присоски) или магнита, можно положиться на мнение тех законоучителей, которые считают, что данные виды соединения не делают один предмет частью другого и, отсоединившийся от большого холодильника крючок, не является мукцэ.
Съемное сидение унитаза, которое отсоединилось в субботу, считается мукцэ махмат гуфо, ибо унитаз, будучи прикрепленным к полу, является частью здания. Если же это произошло до субботы и хозяева собирались пользоваться отсоединенным сидением, то оно считается подготовленным к субботе предметом и разрешено его перемещать и им пользоваться.
Запрет перемещать вышедшие из строя предметы из-за опасения, что их могут починить в субботу
Существует специальное постановление мудрецов, запрещающее перемещать предметы, от которых отсоединилась деталь, без которой пользование этим предметом становится неудобным из-за опасения, что их могут починить в субботу. Так, например, очки, от которых отсоединилась линза или дужка, щетку или швабру, от которых открутилась ручка, запрещено перемещать в субботу.
Данное постановление не распространяется на ряд ситуаций:
- если отсоединенная деталь потерялась или сломалась таким образом, что для починки предмета необходим специалист;
- если поломка случилась до субботы и этим предметом успели воспользоваться, не исправив его, ибо, скорее всего и в субботу им будут пользоваться не исправляя;
- если при присоединении детали не происходит нарушение запретов Торы[16].
Кроме этого, как часто бывает в законах, связанных с мукцэ, если во время поломки предмет находился в руках, то его разрешено перенести в любое удобное место[17].
Исходя из вышеизложенного, если от оправы очков открутился винтик, выпала линза или отсоединилась дужка, то очки запрещено перемещать. Если винтик, линза или дужка потерялись, или если исправить очки возможно только с помощью специалиста, или если исправление не сопряжено с нарушениями из Торы, разрешено перемещать и очки, и их детали. Если поломка случилась до субботы и очками успели воспользоваться, не исправляя их, ими разрешено пользоваться и в субботу. Если во время поломки очки и их части находятся в руках у «пострадавшего» или любого другого человека, их разрешено перенести в любое удобное место.
Если во время субботней прогулки от детской коляски отсоединилось колесо, и для того, чтобы его вставить, необходимо совершить нарушение Торы и нет необходимости прибегать к помощи специалиста, то и коляску, и отсоединившееся от нее колесо запрещено перемещать. Если колесо укатилось и потерялось, либо сломалось таким образом, что вставить его на место невозможно, то разрешено продолжить везти коляску. В качестве выхода из сложившейся ситуации, можно предложить специально «потерять» колесо, для того, чтобы перевезти коляску домой. Но т.к. колесо запрещено перемещать обычным способом, для того, чтобы оно «потерялось» следует отфутболить его ногой так, чтобы его не могли найти. Согласно упомянутому выше правилу, гласящему, что, пока испорченный предмет держат в руках, его разрешено перенести куда угодно, если в момент, когда колесо отсоединилось, коляску продолжали везти, разрешено не останавливаясь везти ее дальше.
Заметим, что хотя предмет, от которого отсоединилась деталь, согласно вышеприведенному постановлению, запрещено перемещать, но пользование им в том месте, где случилась поломка, разрешено.
Случаи, когда мукцэ махмат гуфо находится в руке
Если предмет, который определен как мукцэ махмат гуфо, каким-либо образом оказался в руках, его сразу же необходимо положить.
Если во время субботы обнаружили, что в кармане находиться предмет, который определен как мукцэ махмат гуфо, следует отойти в такое место, где этот предмет сохраниться до конца субботы и, не прикасаясь к нему, вытрясти его из кармана.
В случае, когда в руках человека находится мукцэ махмат гуфо без того, чтобы он совершал нарушение: чистил плод или яйцо и в его руках осталась кожура или скорлупа, или ел мясо или рыбу и в его руках остались кости, то разрешено отнести мукцэ куда угодно. После того как предмет-мукцэ выпустили из рук, в отношении него вступают обычные законы о перемещении мукцэ махмат гуфо.
Подготовка мукцэ к использованию в субботу (ихуд)
Многие предметы, статус которых мукцэ махмат гуфо можно подготовить к использованию в субботу, в результате чего, они перестают считаться мукцэ. Если предмет принято использовать в тех целях, для которых его хотят использовать в субботу, то в случае необходимости его можно определить для этой цели только на одну субботу, однако желательно определить его для этого, навсегда. Предмет, которым обычно не пользуются для предполагаемой цели, необходимо определить для этого использования навсегда.
Подготовка предмета может быть осуществлена двумя способами. Первый способ: решить, пусть даже мысленно, что этим предметом хотят пользоваться в субботу (или навсегда) для такой-то цели. Второй способ: воспользоваться данным предметом в будние дни. Даже если во время пользования им в будние дни не думали о том, что его специально определяют для использования в субботу, он перестает считаться мукцэ. Если этот предмет люди иногда используют для данного действия, то одноразового использования в будние дни достаточно, чтобы им было разрешено пользоваться в субботу. Когда говориться о действии, для совершения которого этим предметом обычно не пользуются, одноразового пользования им в будние дни недостаточно. Но если в будние дни его часто использовали для определенной цели, то и в субботу его разрешено использовать для этой же цели. Рассмотрим несколько примеров.
Для того чтобы камень не считался мукцэ и им было бы разрешено в субботу подпирать дверь подъезда, его необходимо подготовить для этого еще до наступления субботы. Поскольку говорится о предназначении, для которого иногда используют камни, им достаточно воспользоваться хотя бы один раз в будние дни в качестве подпорки для двери, чтобы и в субботу им было разрешено пользоваться в этом в качестве. Камень, которым ни разу не пользовались в качестве подпорки для дверей, но четко решили, что его навсегда предназначают для этого, перестает быть мукцэ. В случае необходимости им разрешено воспользоваться в субботу, даже если до субботы решили, что им будут пользоваться только в эту субботу.
Земля или песок, которые специально до наступления субботы предназначили для разрешенного в субботу использования, перестают быть мукцэ и ими разрешено пользоваться для планируемых целей. Находящийся в детских песочницах сухой рассыпчатый песок, в котором не могут образоваться ямы и которому невозможно придать форму, не является мукцэ[18]. Такой песок не требует специальной подготовки к субботе, т.к. его изначально определили для игры[19].
Жидкое мыло не является мукцэ и им разрешено пользоваться в субботу для мытья рук и посуды, т.к. его изначально производят именно для этого. Если хотят для мытья рук и посуды в субботу использовать стиральный порошок, то его необходимо специально предназначить для этого в соответствии с правилами, приведенными выше. Напомним, что способ предназначения стирального порошка зависит от того, насколько принято его использовать для предполагаемых целей. Это же верно и в отношении бензина, керосина и очищенной нефти. Если с помощью них собираются в субботу смывать с рук особо едкую грязь, краску или клей, они должны быть специально определены для такого использования.
Сигареты считаются мукцэ махмат гуфо. Тот, кто хочет в субботу наслаждаться ароматом сигарет, может «подготовить» их для такого использования.
В отношение того, возможно ли подготовить деньги к использованию в субботу, существует спор раввинов. Те, кто запрещают, считают, что поскольку, при необходимости человек может всегда воспользоваться (в будние дни) деньгами, которые он определил для разрешенного в субботу использования, они в любом случае считаются мукцэ. Даже согласно более облегчающему мнению, определение их для разрешенных целей должно быть навсегда.
Почему подготавливать мукцэ (ихуд) необходимо именно до наступления субботы? Вот что пишет автор книги «Хаей Адам»: «Представляется, что основанием для проставления о мукцэ послужила фраза из книги Шмот (16:5): «И подготовят они то, что принесут»[20]. В Талмуде приведено мнение, согласно которому из этой фразы выводится запрет пользоваться и перемещать мукцэ в субботу. Хотя принятый закон гласит, что запрет мукцэ не из Торы, все же эта фраза служит явным основанием для принятия законов о мукцэ. Поэтому подготовка мукцэ, подобно собранной манне, должна происходить именно до субботы». Если предмет-мукцэ не успели до начала субботы подготовить для использования в субботу, его запрещено перемещать и использовать в субботу.
Когда устанавливается статус предмета
В продолжение темы о подготовке мукцэ к использованию в субботу, следует познакомиться с общим правилом, относящимся к законам о мукцэ: статус предмета устанавливается во время наступления субботы. Другими словами, статус, который предмет имел к моменту наступления субботы, сохраняется за ним в течение всей субботы. Поэтому, свечи, которые зажгли в честь субботы и, соответственно, их было запрещено перемещать, так же и после того, как они погаснут, их будет запрещено перемещать.
Электрическим выключателем запрещено пользоваться в субботу, даже после того, как установленный до субботы таймер отменит подачу тока, ибо вначале субботы, когда еще подача тока в сети не была отключена, им было запрещено пользоваться, и он стал мукцэ на всю субботу. Это верно в отношении любых электроприборов, которые к моменту наступления субботы были включены и которые во время, когда они работают, запрещено перемещать[21]: они сохраняют статус мукцэ махмат гуфо на всю субботу, даже если они автоматически отключатся.
Как следует поступить, если ветер в субботу задул огонь газовой плиты, которая не оснащена специальным предохранителем, прекращающим поступление газа в случае отсутствия пламени? Регулятор, управляющий уровнем поступления газа, который предназначен для совершения запрещенных в субботу действий (увеличения или уменьшения пламени), является мукцэ и после того, как огонь задут и регулятором уже невозможно изменить уровень пламени. Поскольку утечка газа представляет опасность для жизни, разрешено прервать его подачу с помощью регулятора. Но перемещение регулятора должно осуществляться измененным способом, т.к. речь идет о перемещении мукцэ.
Постиранное белье, которое к началу субботы было настолько влажным, что его было запрещено перемещать из опасения, что его могут выжать[22], считается мукцэ на протяжении всей субботы, и даже после того, как оно высохнет.
Фрукты, овощи, зелень и другие продукты растительного происхождения, которые к началу субботы еще не были собраны, считаются мукцэ, даже если их сорвут в субботу, не совершив нарушение, например, для опасного больного или если это сделал нееврей для себя. Опавшие в субботу с дерева плоды[23], также являются мукцэ.
Продукты питания, в начале субботы находящиеся в закрытых упаковках, которые запрещено открывать в субботу и которые по какой-то причине открыли в субботу, не являются мукцэ. Этими продуктами питания разрешено пользоваться, потому, что запрет открывания упаковок не относится к ним напрямую, а только опосредовано, сами же продукты как таковые были разрешены.
Если перед субботой забыли отключить освещение в холодильнике, его дверцу запрещено открывать и закрывать, т.к. от этого зависит включение и выключение подсветки. Если в субботу по ошибке дверцу все же открыли, то постфактум разрешено пользоваться продуктами и напитками, находящимися в холодильнике, т.к. запрещенным предметом является дверца холодильника, а не продукты, находящиеся в нем.
Правило о том, что статус предмета устанавливается во время наступления субботы, верно не только в случае, когда говорится запрещении предмета на всю субботу, но и в случае его разрешения. Поэтому предмет, который был разрешен в начале субботы, а в субботу произошло так, что им на некоторое время стало невозможно пользоваться, не становится мукцэ. Рассмотрим два примера. Одежда или полотенце, которые в начале субботы были сухими, а в субботу вымокли так, что ими стало запрещено пользоваться из-за опасения, что их могут выжать, то если они в течение субботы высохнут, ими опять будет разрешено пользоваться. Разрешенный предмет, которым уже после наступления субботы решили не пользоваться с тем, чтобы его сохранить новым и после субботы вернуть в магазин, продать, обменять или подарить, а затем передумали и еще в эту же субботу хотят им воспользоваться, не становится мукцэ.
Случаи, когда точно известно, что в течение субботы предмет станет пригодным к использованию
Те предметы или продукты питания, которыми к началу субботы было невозможно пользоваться, но точно известно, что в субботу они станут пригодными к использованию – либо сами по себе, либо человек разрешенным действием сможет сделать их пригодными, не получают статус мукцэ. Поэтому, если нам точно известно, что в течение субботы горячая вода в системе водоснабжения обязательно остынет, кран горячей воды не является мукцэ. Его разрешено открывать и закрывать после того, как вода остынет, несмотря на то, что в начале субботы вода была горячей, и им было запрещено пользоваться.
Пищу, которую поставили на огнь до субботы в соответствии с законами о приготовлении и подогревании пищи для субботы, разрешено есть, даже если к наступлению субботы она не была готова к употреблению. Принцип тот же: поскольку очевидно, что пища, находящаяся на огне, в течение субботы обязательно должна свариться, она не является мукцэ. Почему в субботу разрешено употреблять пищу или воду, которые в начале субботы были настолько горячи, что их было невозможно употреблять, пока они не остынут? Т.к. после того, как их снимут с огня, они обязательно остынут, они не становятся мукцэ и в момент, когда их невозможно употреблять. Выше говорилось о том, что постиранное белье, которое к началу субботы было еще настолько мокрым, что его было запрещено перемещать в субботу, является мукцэ. Однако, если погодные условия таковы, что нет сомнения, что в течение субботы белье высохнет, оно не является мукцэ.
Перемещение мукцэ измененным способом (тилтуль мин а-цад)
Цель перемещения мукцэ: ради разрешенного предмета или ради мукцэ
В Талмуде приведен ряд ситуаций, в которых при необходимости разрешено перемещать мукцэ с помощью разрешенного в субботу предмета. Подчеркнем: не вместе с разрешенным предметом, как это уже упоминалось выше, т.е. перемещение агав, а именно с помощью разрешенного предмета. Вот один из примеров: в субботу понадобилась бочка с вином, но на ней лежит камень-мукцэ. Перед тем, как перемещать бочку, следует ее наклонить, чтобы камень упал и изначально стараться не перемещать его вообще, даже вместе с бочкой. Если же камень при падении может разбить другие бочки или упасть в такое место, где он будет мешать, разрешено перенести бочку вместе с камнем в то место, где камень можно будет сбросить, не причиняя вреда и не создавая неудобств.
Или другой случай: неспелый инжир полностью покрыт соломой, в которую его было принято укутывать с тем, чтобы он доспевал. Для того чтобы достать инжир в субботу из-под соломы, разрешено втыкают в него заостренную палочку и достают, не прикасаясь к соломе, которая считается мукцэ махмат гуфо. При этом, как понятно, перемещается и солома, но происходит это опосредовано, с помощью инжира. Аналогично этому, разрешено вытащить в субботу лепешку из углей, в которых она выпеклась до субботы: ее накалывают шампуром или вилкой и извлекают из углей, которые являются мукцэ махмат гуфо.
Приведем еще один пример: монеты, забытые до наступления субботы на подушке, разрешено стрясти с подушки, чтобы они не мешали человеку во время сна. При этом перемещают только подушку, а к монетам не прикасаются.
Во всех приведенных выше ситуациях мукцэ махмат гуфо перемещают с помощью разрешенного в субботу предмета. Но если это разрешено, то почему в Талмуде сказано, что когда речь идет о необходимости перенести труп усопшего в более прохладное место, чтобы он не разлагался на солнце, его запрещено перекатывать с одних носилок на другие пока он не попадет в тень? Ведь при этом перемещение трупа, который является мукцэ махмат гуфо происходит не напрямую, а с помощью носилок. В особенности если учесть, что в случаях с трупом, закон разрешает больше, чем обычно, беря в расчет чувства родных и близких усопшего и обязанность достойного отношения к самому усопшему, как мы это увидим ниже, в разделе, специально посвященному перемещению трупа в субботу.
Объяснение этому мы находим у комментаторов Талмуда. Они пишут, что перемещение мукцэ с помощью другого предмета (тилтуль мин а-цад) разрешено только в тех случаях, когда перемещение мукцэ происходит ради разрешенного предмета. Подобно тому, как мы видели это во всех вышеприведенных примерах из Талмуда: понадобилась бочка, хотят достать инжир, вытащить лепешку, освободить от денег подушку. С трупом дело происходит иначе: его перемещают ради его же сохранности, т.е. перемещение мукцэ в данном случае происходит для нужд мукцэ. Поэтому, несмотря на то, что труп не перемещают напрямую, а перекатывают с носилок на носилки, что является тилтуль мин а-цад, такое перемещение запрещено.
Исходя из вышесказанного, следует, что если для пользования столом с него необходимо устранить мукцэ, его нужно наклонить, чтобы предмет-мукцэ сам упал с него на стул или на пол. Если мукцэ будет мешать, если упадет в этом месте или если падение мукцэ может привести к ущербу, стол вместе с мукцэ разрешено перенести в другое место и там наклонить, чтобы предмет-мукцэ упал с него. В целях предотвращения порчи или кражи запрещено перемещать мукцэ махмат гуфо, даже способом тилтуль мин а-цад.
Тилтуль мин а-цад, когда хотят воспользоваться мукцэ для разрешенных целей
Разрешено ли перенести стол, на котором находится включенная настольная лампа или горящая свеча, в другое место ради разрешенного действия, например, чтобы там читать, есть, или общаться? По данному вопросу мнения законоучителей разошлись. Некоторые считают, что это запрещено, ибо стол с мукцэ перемещают ради мукцэ, а перемещать мукцэ даже способом тилтуль мин а-цад для нужд мукцэ запрещено. Т.е. стол с мукцэ перемещают для того, чтобы читать, есть, или общаться при свете, который дает свеча или лампа, которые являются мукцэ. Другие законоучители считают, что это разрешено, поскольку стол с мукцэ перемещают ради разрешенных действий, т.е. чтобы была возможность читать, есть, или общаться, хотя освещение обеспечивается с помощью мукцэ. А перемещать мукцэ способом тилтуль мин а-цад для разрешенных действий разрешено. На практике можно положиться на более облегчающие мнение и разрешить перемещать мукцэ способом тилтуль мин а-цад, когда хотят воспользоваться мукцэ для разрешенных целей.
Перемещение мукцэ с помощью другого предмета, когда это является обычным способом перемещения
Перемещение мукцэ, которое совершают обычным способом, даже если это делают с помощью другого предмета, запрещено. Так, например, убрать со стола пищевые отходы, которые находятся в тарелке, является обычным способом их перемещения и в данном случае не разрешено перемещать мукцэ, т.е. пищевые отходы способом тилтуль мин а-цад, т.е. с помощью тарелки[24]. Аналогично этому не разрешено вынести совок с заметенным на него мусором- мукцэ.
Разрешено ли перемещать мукцэ с помощью шеста в случае, если сам шест не является мукцэ? Хотя согласно некоторым мнениям данный вид перемещения мукцэ считается тилтуль мин а-цад, все же в данном вопросе желательно учесть точку зрения тех, кто считает, подобный способ перемещения не считается измененным.
Перемещение мукцэ, происходящее вследствие перемещения разрешенного предмета
Предположим, что на разрешенном предмете находится мукцэ. В таком случае разрешено взять разрешенный предмет, даже если при этом произойдет перемещение мукцэ. Это расценивается, как тилтуль мин а-цад для нужд разрешенного предмета[25]. Разрешено положить разрешенную вещь в шкаф, на полку или на стол, даже если эта вещь немного сдвинет, находящуюся в этом месте мукцэ. Так, например, разрешено поставить кастрюлю в холодильник, сдвинув ею невареные продукты, статус которых мукцэ махмат гуфо.
Перемещение ребенка, в руках которого находится мукцэ
Ребенка, в руках которого находится мукцэ, запрещено брать ребенка на руки, т.к. это считается перемещением мукцэ обычным способом. В случае если ребенка не взять на руки, это вызовет у него особые страдания, и при условии, что тот предмет-мукцэ, который ребенок держит в руках не представляет особой материальной ценности, разрешено взять ребенка на руки. Если предмет-мукцэ имеет некоторую материальную ценность, запрещено брать ребенка на руки из-за опасения, что этот предмет выпадет из рук ребенка и взрослый поднимет его, тем самым непреднамеренно нарушив запрет мукцэ. Тем же самым опасением продиктован запрет брать за руку ребенка, который несет в руках достаточно дорогостоящий предмет, являющийся мукцэ. Однако, в этом случае опасение менее велико, и если ребенок очень хочет погулять со взрослым, то разрешено исполнить его желание, даже если у него в руках находится дорогостоящий предмет-мукцэ.
Перемещение предмета с помощью органов тела (тилтуль бэ-гуфо)
Общие сведения о тилтуль бэ-гуфо
Тилтуль бэ-гуфо — это еще один вид перемещения мукцэ, совершаемый измененным способом, когда предмет передвигают телом. Т.е., тот предмет- мукцэ, который обычно принято перемещают руками, разрешено перемещать в субботу с помощью тела и его органов, причем это разрешено, даже когда мукцэ перемещают для нужд мукцэ. Так, например, разрешено ходить по мукцэ, даже если при этом мукцэ сдвигается. Если, доставая из шкафа или снимая с полки разрешенный предмет, придется подвинуть рукой мукцэ, не запрещено брать разрешенный предмет, т.к. перемещение мукцэ происходит бэ-гуфо. Специально сдвигать рукой мукцэ, чтобы взять разрешенный предмет, запрещено, т.к. это является обычным способом перемещения мукцэ.
Перемещение ногой
Согласно некоторым мнениям, разрешено перемещать предмет-мукцэ ногой, если таким способом этот предмет обычно не перемещают. Другие законоучители считают, что передвижение ногой не считается тилтуль бэ-гуфо и запрещено в любом случае.
Перемещение мукцэ с помощью воздуха и воды
Говоря о необычных способах перемещении мукцэ, следует упомянуть о перемещении мукцэ с помощью воздуха и воды. Перемещать мукцэ с помощью воздуха и воды разрешено в любом случае. Так, например, разрешено подуть на банкноту, находящуюся на столе, чтобы она попала в выдвижной ящик. Разрешено открыть кран, чтобы струей воды смыть пищевые отходы, являющиеся мукцэ махмат гуфо.
Законы перемещения трупа в субботу
Существует масса примеров тому, как в случае, когда могут быть задеты чувства и достоинство человека, Тора и мудрецы снижают требования в исполнении некоторых законов. Особо ярко это проявляется в отношении ухода за трупом в субботу вообще, и в законах о мукцэ в частности.
Труп является мукцэ, поэтому и сам труп, и его отдельные части запрещено перемешать в субботу. Если труп находится в теплом месте, температурные условия которого способствуют более интенсивному разложению, или в общественном месте, где оно привлекает к себе внимание любопытных прохожих, что является проявлением неуважения к усопшему, разрешено перенести труп в более подходящее место. Если тело находится на кровати или на носилках, рядом с трупом кладут какой-либо разрешенный предмет и перемещают его вместе с этим предметом. Об этом виде перемещения мукцэ уже было упомянуто: его преимущество заключается в том, что когда перемещают мукцэ вместе с разрешенным предметом, считается, что в основном перемещают разрешенный предмет, а мукцэ меняет свое месторасположение как бы заодно с ним. В случае, когда труп перемещают без помощи носилок, то разрешенный предмет кладут на само тело. Это особое послабление было установлено для перемещения трупа, и оно недействительно для других мукцэ[26].
Еще одна возможность — это попросить нееврея перенести труп в более подобающее место[27].
Чтобы предотвратить кремацию или вскрытие трупа, использование его в учебных или опытных целях, что строго запрещено законами Торы, его разрешено отнести вместе с разрешенным предметом в более сохранное место или попросить об этом нееврея.
Не сдвигая труп с места, из него разрешено вынуть иглы, капельницы, зонды[28]. Согласно еврейской традиции сразу после смерти с усопшего снимают одежду, кладут труп на пол и покрывают его простыней. Учитывая большую важность исполнения этого обычая для души усопшего, разрешено это сделать и в субботу. Снимая одежду, следует стараться впрямую не перемещать органы усопшего. Перед тем, как переместить труп на пол, на него предварительно нужно положить разрешенный предмет. Чтобы предотвратить искривление органов усопшего, что обезображивает его внешний вид, во имя почитания усопшего, разрешено расправить эти части, предварительно положив на них разрешенный предмет[29]. Если труп запачкан, его разрешено обмыть, стараясь не перемещать труп и его части напрямую[30].
В целях выноса трупа из здания, где находятся коэны[31], следует воспользоваться услугами нееврея. С помощью разрешенного предмета в данном случае перемещать запрещено, т.к. перемещение происходит не для сохранения достоинства усопшего, а для предотвращения ритуальной нечистоты коэнов.
Появившиеся на свет в субботу предметы (нолад)
Предмет, который был создан или рожден в субботу, называется нолад («новорожденный», «появившийся на свет»). Приведем два примера нолад, упомянутые в Талмуде. Один из них: некий предмет, который во время еврейского праздника (йом тов) нееврей изготовил из полена, предназначавшегося для топки печи. Второй пример: скорлупа от орехов, которые покололи в праздник[32]. В отношении того, разрешено ли пользоваться созданным в праздник предметом, а также перемещать его, мнения мудрецов эпохи Мишны разошлись. Принятый закон гласит, что в субботу нолад не считается мукцэ[33], а в праздник – считается и его законы идентичны законам мукцэ махмат гуфо.
Существует особый вид нолад, который запрещен также и в субботу, так называемый «полный» нолад (нолад гамур). В отношении приведенных выше примеров, можно сказать, что предмет-нолад в известной мере существовал в природе еще до праздника в виде полена или оболочки орехов. Но если предмет-нолад — это качественно новая вещь, то его статус и в праздник, ив субботу, как мукцэ махмат гуфо. В Талмуде приведен пример и этого вида нолад — зола, полученная от сгоревших в субботу или праздник дров. Будучи продуктом переработки древесины, зола является качественно новой вещью.
Полученные в субботу или праздник пищевые отходы не всегда являются мукцэ махмат гуфо[34], но они обычно считаются нолад и перемещать их в праздник запрещено.
Вода, полученная в результате работы кондиционера, имеет статус «полный» нолад (нолад гамур) и перемещать ее запрещено как в субботу, так и в праздник[35].
Дождевая вода не является мукцэ, т.к. она пригодна в использование. Даже если дождь выпал в субботу, дождевая вода не считается нолад, т.к. она и прежде находилась в природе[36].
[1] Напомним, что выбирать лекарства из аптечки или другого места хранения, где находятся и другие медикаменты, нужно в соответствии с законами о выбирание в субботу (борэр). Если большинство находящихся в аптечке лекарств являются мукцэ, сама аптечка тоже имеет статус мукцэ, как это будет разбираться ниже, в теме «Басис ле-давар а-асур».
[2] Соответственно, правила перемещения такого лекарства в субботу будут зависеть от физического состояния больного и регулироваться законами о лечении в субботу. В некоторых случаях для нужд больного разрешено перемещать мукцэ еврею обычным способом, в других – только с помощью нееврея, измененным способом или запрещено совсем.
[3] Например, детям или опасным больным.
[4] Помимо исполнения законов о посеве (зорэа) и о сборе урожая (коцер) в субботу.
[5] Помимо исполнения законов о посеве (зорэа) и о пахоте (хорэш) в субботу.
[6] Исходя из законов о граф шэль рэи, которые будут рассматриваться ниже.
[7] Ставить цветы в воду запрещено в соответствии с законами о посеве (зорэа) в субботу.
[8] Согласно законам о граф шэль рэи, которые будут рассматриваться ниже.
[9] При этом следует учитывать законы о выбирании (борэр) в субботу.
[10] При этом следует учитывать законы о стирке (мелабен) в субботу.
[11] Хотя согласно Каббале, этой водой желательно не пользоваться.
[12] В соответствии с упомянутым выше правилом о том, что если предмет, определенный как мукцэ, уже находится в руках, его разрешено отнести куда угодно.
[13] Согласно законам о граф шэль рэи, которые будут рассматриваться ниже.
[14] Перемещать его разрешено только ле-цорэх гуфо или ле-цорэх мэкомо, т.к. его статус, как и самого вентилятора, частью которого она является, — кли шэ-млахто ле-исур.
[15] Важно подчеркнуть, что, учитывая законы о строительстве (бонэ) в субботу, ручку следует вставлять на ее прежнее место не вплотную.
[16] Заметим, что не все законоучители разделяют данную точку зрения.
[17] И с данным разрешением не все законоучители согласны.
[18] Пользование землей или песком, при котором возникают ямы или им придает определенную форму, по ряду причин запрещено в субботу в любом случае.
[19] Все же заметим, что во многих семьях не принято, чтобы дети играли с песком в субботу.
[20] В этом месте идет речь о манне небесной, которую должны были собрать и подготовить к употреблению до наступления субботы.
[21] См. от этом в разделе кли ше-млахто ле-исур.
[22] Нарушив тем самым запрет выжимания (схита) в субботу, что является частным случаем запрета отбеливания (мелабэн).
[23] Такими плодами запрещено пользоваться до истечения субботы специальным постановлением мудрецов, вызванным опасением, что, вкушая их, человек может не учесть разницу между упавшими плодами и теми, которые еще на дереве, и сорвать их, нарушив запрет сбор урожая (коцэр) в субботу.
[24] Если пребывание в месте, где находятся отходы, неприятно, а уйти в другое место невозможно, то их разрешено удалить доже обычным способом, исходя из законов о граф шэль рэи, которые будут рассматриваться ниже.
[25] При этом необходимо учитывать законы о басисе, которые будут приведены ниже.
[26] За исключением перемещения кли шэ-млахто ле-исур, когда речь идет о значительном ущербе, как это упоминалось выше.
[27] Важно заметить, что, перемещая труп, необходимо учитывать законы о выносе предметов из частного владения в общественное, вносе из общественного — в частное и перемещении в общественном владении (оцаа) в субботу. Если в обычной ситуации при совершении этих действий происходит нарушение запрета мудрецов, то в случае с трупом, это разрешено сделать, вынося, внося или перемещая его вместе с разрешенным предметом.
[28] При условии, что это не сопряжено с включением или выключением электричества и электронных приборов.
[29] Расправить органы усопшего после того, как они затвердеют, будет невозможно, поэтому необходимо это сделать сразу.
[30] При обмывании трупа, необходимо учитывать законы выжимания (схита) одежды, что является частным случаем запрета отбеливания (мелабэн) в субботу.
[31] Коэнам запрещено находится в одном месте с мертвым телом, т.к. это приводит к ритуальной нечистоте (тума), что им категорически запрещено допускать.
[32] Ореховую скорлупу во время Талмуда использовали для топки печи.
[33] Следует заметить, что предмет, созданный в субботу, иногда запрещено использовать и перемещать из-за того, что его создали, нарушив законы субботы. В каких случаях это происходит, будет разбираться отдельно в теме о пользовании предметом, изготовленным в результате нарушения субботы (маасэ шабат).
[34] См. выше в главе «Мукцэ махмат гуфо», раздел «Пищевые отходы, мусор, предметы, вышедшие из пользования».
[35] Ниже в теме «Битуль кли ме-эйхано» будет рассказано, разрешено ли в субботу подставить ведро под шланг кондиционера, чтобы в него собиралась вода.
[36] Грязная вода, которой невозможно пользоваться, является мукцэ махмат гуфо. Согласно некоторым мнениям снег считается мукцэ махмат гуфо, т.к. в современном быту его не принято растапливать для того, чтобы получить из него воду. Другие считают, что снег не считается мукцэ.