И будет: если ты будешь слушать гласа Г-спода, Б-га твоего, чтобы соблюдать, исполнять все Его заповеди, которые Я заповедую тебе сегодня… И будет: если не будешь слушать гласа Г-спода, Б-га твоего, чтобы соблюдать, исполнять все Его заповеди и Его законы, которые Я заповедую тебе сегодня.
(Дварим 24:1, 16)
Свобода воли
Рамбам в Законах Тшувы (5-ая часть) пишет следующее: «Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником — у него есть и такая возможность».
В продолжение своих слов Рамбам утверждает, что «этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех заповедей». Рамбам утверждает, что без этого принципа не было бы места для всей Торы, ведь невозможно было бы заповедовать что бы то ни было человеку, у которого нет выбора, выполнить это или нет.
Также не возможно было бы дать награду за выполнение заповедей или наказание за их нарушение. Интересно, что среди 13 основ веры, которые Рамбам сформулировал в комментарии на трактат Санедрин, мы не находим принципа о свободе выбора, который, по словам самого Рамбама, является основой всей Торы.
Невозможно было бы заповедовать что бы то ни было человеку, у которого нет выбора, выполнить это или нет
Почему же? Есть такие, которые отвечают на этот вопрос следующим образом: поскольку принцип о свободе выбора является основой всей Торы и без него не было бы места ни для заповедей, ни для награды и наказания, и, следовательно, места для всех 13 постулатов, он является как бы предисловием и основой для 13 постулатов, а не частью их.