Кем был Эзра?
Эзра (עזרא; ум. в 3448 г. /312 г. до н.э./) — один из величайших пророков и мудрецов, духовный глава народа Израиля в своем поколении.
Прямой потомок коэна Пинхаса, внука первосвященника Аарона (Эзра 7:1-5). По свидетельству кабалистов, Эзра был новым воплощением души Аарона (Седер адорот).
Родился в вавилонском изгнании.
Был выдающимся переписчиком священных книг и глубоким знатоком законов Торы (Эзра 7:6; ИТ, Шкалим 5:1).
Его основной наставник — Барух бен Нерия, ближайший ученик пророка Йирмии. В 3370 году /390 г. до н.э./ Эзра принял от него тайны пророческой традиции, а также полномочия главы мудрецов Торы (Седер адорот).
История Эзры
Начало постройки Храма
В 3389 году /371 г. до н.э./ вавилонская империя пала, а еще через год персидский завоеватель Кореш (Кир) разрешил евреям вернуться в Землю Израиля и отстроить Храм. Группа выдающихся мудрецов, среди которых были Зерубавель, Мордехай, пророки Хагай и Зехарья, отправились на святую землю во главе более чем сорока двух тысяч евреев. Там они возвели жертвенник и преступили к строительству нового Храма (Эзра 1:1-5, 2:1-2, 2:64, 3:1-8; Седер адорот). Но Эзра остался в Вавилоне, потому что его наставник Барух из-за своего преклонного возраста не мог совершить столь далекое путешествие — и Эзра продолжил у него учиться (Мегила 16б, Раши; Шир аширим раба 5:4).
Из этого поступка Эзры в Талмуде делают вывод: «Изучение Торы важнее даже, чем возведение Храма» (Мегила 16б). Ведь Эзра не желал прерывать занятий с наставником, поскольку заслуга того, кто занимается Торой, выше. С другой стороны, он мог поступить так только благодаря тому, что знал: заповедь возведения Храма будет выполнена другими евреями, которые поднялись из Вавилона в Иерусалим под предводительством Зерубавеля (Таз, Йорэ деа 251:6). Но в 3392 году /368 г. до н.э./ над персидской державой воцарился новый правитель — Ахашверош (Артаксеркс), и работы по восстановлению Храма были запрещены. Строительство возобновилось лишь в 3408 году /352 г. до н.э./, когда на персидский престол был возведен семилетний сын Ахашвероша — Дарий (Эзра 4:23-24, Раши; Седер олам раба 29; Седер адорот). В тот год Эзра впервые удостоился дара пророчества (Мегила 15а; Седер адорот).
Завершение постройки Храма
В 3412 году /348 г. до н.э./ новое здание Храма было завершено (Эзра 6:15-16; Седер адорот); первосвященником Храма стал племянник Эзры — Йешуа бен Йоцадак (Рашбац, Маген авот 1:2; Мидрешей корот амейну 1, 43). А год спустя в Вавилоне умер наставник Эзры — Барух, и вскоре после его смерти Эзра собрался в Землю Израиля (Мегила 16б; Седер адорот). Перед отъездом он собрал многочисленные пожертвования в пользу Храма — в том числе от царя Персии Дария и его советников (Эзра 7:15-16, Раши).
Эзра переезжает на Святую Землю
Перед исходом из изгнания Эзра выяснил происхождение и родословный статус (ихус) всех еврейских семей, живущих в Вавилоне и Персии, и выявил тех, у кого были «изъяны» в родословной, — например, халалей (потомков коэнов, непригодных к служению), мамзеров и вольноотпущенников. Он увел всех обладателей «изъянов» с собой, чтобы они не перемешались в изгнании с другими евреями. Ведь вместе с Эзрой в Землю Израиля возвращалось большинство выдающихся знатоков Торы, и в Персии не оставалось авторитетного раввинского суда, который мог бы взять на себя контроль над чистотой еврейских родов (Кидушин 69б, Раши).
Перед самым отправлением в путь Эзра разбил лагерь и пересчитал всех своих спутников — полторы тысячи человек — по их семействам. «И собрал я их к реке, — вспоминал Эзра, — …и стояли мы там три дня, и приглядывался я к народу и к коэнам, и не нашел я там никого из левитов» (Эзра 8:15). Комментаторы поясняют, что в стане Эзры, безусловно, были левиты, но только глубокие старики, когда-то изгнанные из Святой Земли, и он «не нашел там никого из левитов», кто бы мог играть на музыкальных инструментах при принесении храмовых жертв. И даже петь в Храме они уже не могли из-за глубокой старости, ведь самый младший из них был гораздо старше семидесяти лет (Раши и Маарша, Кидушин 69б). А другие, более молодые, левиты, способные к храмовому служению, не пожелали добровольно покинуть Вавилон и Персию, потому что жили там в достатке и покое, а жизнь в Земле Израиля была сопряжена с нищетой и тяжелой работой. Поэтому-то Эзре пришлось направить своих посланцев, чтобы привести несколько семейств левитов для служения в Храме, — но и тем удалось собрать лишь немногих (Эзра 8:16-19; Раши, Кидушин 69б; Тиферет Исраэль, Яхин, Кидушин 4:1:3). Комментаторы отмечают, что не только левиты, но и большинство других евреев «не пожелали подняться» с Эзрой, потому что были «полны страха и беспокойства», ибо боялись трудностей и опасностей, связанных с возрождением своей страны (Тосфот а-Рош,Кидушин 69б).
Первого нисана 3413 года /347 г. до н.э./ Эзра и его спутники покинули Персию, а пять месяцев спустя, первого ава, добрались до Иерусалима (Эзра 7:7-9, 8:31-32, Раши; Седер адорот).
Послание иноземных жен
Эзра был ошеломлён увиденным: многие евреи Иудеи совершенно отошли от соблюдения заповедей Торы и даже взяли себе жен из окружающих народов-идолопоклонников (Эзра 9:1-5, 10:1-6). Подобные «браки» были даже в семье первосвященника, т.е. среди ближайших родственников самого Эзры (там же 10:18).
Двадцатого кислева 3414 года Эзра собрал весь народ на площади перед Храмом и потребовал, чтобы виновные отослали своих иноземных жен, — и в течение нескольких последующих месяцев, до первого дня месяца нисан, его требование было выполнено, а виновные принесли повинную жертву в Храме (там же 10:9-19).
Мудрецы Великого Собрания
Для решения текущих проблем и управления народом Эзра создал в Иерусалиме совет величайших мудрецов поколения, во главе которого наряду с ним встали правитель Иудеи Зерубавель, Мордехай, пророки Хагай и Зехарья. В отличие от Великого Санхедрина, состоящего из семидесяти одного судьи, созданный Эзрой совет включал сто двадцать судей, и его стали называть «Большим (или Великим) Собранием» (Раши, Бава батра 15а; Седер адорот 3408).
Мудрецы Великого Собрания определили окончательный состав Танаха, первой частью которого стало Пятикнижие — Тора, второй — книги пророков (Невиим), а третьей — «писания» (Ктувим), в которых отразился «дух пророчества» (руах акодеш). Соответственно, само название Танах (תנך) явилось аббревиатурой слов Тора (תורה), невиим (נביאים) и ктувим (כתובים) (см. Бава батра 14б-15а).
Эзра установил, чтобы свитки со священными книгами писались только так называемым «ассирийским» шрифтом (ашурит), с помощью которого была записана Тора пророком Моше, — но не «еврейским» шрифтом, который к тому времени заимствовали у евреев самаритяне (Санхедрин 22а).
Кроме того, мудрецами Великого Собрания был определен порядок ежедневных, субботних и праздничных молитв (Седер адорот 3408). Эзра установил, чтобы трижды в неделю — в шабат, в понедельник и четверг — во время молитвы публично читали Тору (Бава кама 82а).
Поскольку Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства и распутства жителей Йеуды, Эзра призвал величайших мудрецов поколения, чтобы своей молитвой они попытались аннулировать в еврейском народе тягу к этим двум величайшим грехам. Сначала мудрецы постились три дня и три ночи, моля Творца избавить народ Израиля от влечения к идолопоклонству — и их молитва была услышана. Но их просьба относительно влечения к распутству была выполнена лишь частично — в народе было убито влечение к ближайшим родственникам, близость с которыми запрещена Торой (Йома 69б).
В Талмуде говорится: «Когда Тора стала забываться в Израиле, прибыл Эзра из Вавилонии и упрочил ее» (Сукка 20а). По образному выражению мудрецов, Великое Собрание, созданное Эзрой, «возвратило корону [Торы] на ее место» (Йома 69б).
В течение некоторого времени Эзра выполнял также обязанности первосвященника в Храме (см. Рамбам, Яд ахазака; Шем агдолим, Гдолим 70, 2; Мидрешей корот амейну 43). Под его руководством — впервые после Моше — был приготовлен пепел красной коровы для очищения от ритуальной нечистоты (Пара 3:5; Седер адорот).
Мудрецы утверждают, что «если бы первосвященник Аарон жил в поколении Эзры, то Эзра превосходил бы его своим величием» (Коэлет раба 1:8).
В первый день месяца тишрей 3427 году /333 г. до н.э./, в Рош ашана, все евреи Йеуды собрались в Иерусалиме, и Эзра читал для них Тору. Слушая слова Торы, народ плакал в раскаянии, понимая, что не выполняет многого из заповеданного Б-гом (Нехемья 8:1-9, Раши). К празднику Суккот евреи построили шалаши на крышах домов и улицах города, и Эзра вновь ежедневно читал Тору для всего народа (там же 8:16-18, Мецудат Давид). В те дни народ Израиля заключил новый союз с Творцом, и под текстом этого договора подписались главы народа (10:1).
Эзра написал первые пять глав книги Диврей аямим (Хроники), завершенной его ближайшим соратником Нехемьей, а также историю возведения Второго Храма, названную по его имени книгой Эзры — обе эти книги были включены в состав Танаха, в раздел Ктувим (Бава батра 15а, Раши).
Его пророчества включены в Танах под названием Сефер Малахи (Книга Малахи; буквально «Книга Моего посланника») — эта книга завершает раздел Невиим (Пророки) (Мегила 15а; Седер адорот 3370).
Важнейшие пророчества Эзры посвящены дням конечного избавления. «Вот, Я посылаю Моего посланника (малахи), и очистит он дорогу передо Мной, — предрекает Эзра приход Машиаха. — И внезапно придет в Свой Храм Б-г, которого вы ищете!» (Малахи 3:1, Ибн-Эзра и Мальбим). В те дни снова станут приносить жертвы в отстроенном Храме, «и приятен будет для Б-га дар Йеуды и Иерусалима, как в древние дни и прежние годы» (там же 3:4). Евреи будут вновь близки к своему Творцу: «И станут они для Меня избранной долей, — сказал Б-г Воинств, — в тот день, который Я определю, Я помилую их, как человек милует своего сына… И снова сможете различать между праведником и грешником, между служащим Б-гу и не служащим Ему» (3:17-18).
Как удостоиться конечного избавления? Творец отвечает через Эзру и на этот вопрос: «Помните Тору Моше, раба Моего, которую Я заповедал ему в Хореве для всего Израиля — уставы и законы» (3:22).
В заключение Эзра предрекает, что перед приходом царя-Машиаха к еврейскому народу возвратится пророк Элияу, чтобы привести евреев к полному раскаянию: «Вот, Я посылаю к вам пророка Элияу перед наступлением дня Б-га, великого и страшного. И возвратит он сердца отцов к сыновьям, а сердца сыновей к отцам, чтобы Я не пришел и не поразил землю истреблением» (3:23-24). Этими словами завершаются пророчества Эзры и вся «Книга пророков».
Роль Эзры в истории еврейского народа
Оценивая роль Эзры в истории народа Израиля, мудрецы Талмуда сказали: «Эзра был достоин, чтобы Тора была дарована через него, но его опередил пророк Моше» (Санхедрин 21б).
Эзра был призван в Небесную Ешиву десятого тевета 3448 года /312 г. до н.э./, в тот же год, что и пророки Хагай и Зехарья. Сохранилось предание, что он был вызван в Персию к царю Дарию и умер в пути (Седер адорот 3370, 3448).
И в тот же год персидская армия потерпела окончательное поражение от войска греческого царя Александра Македонского, а царь Дарий был убит — на этом закончилась эпоха персидского владычества над Израилем. Победитель — Александр Македонский — направил свою армаду в сторону Иерусалима (там же 3448).
Среди последних пророков
Эзра, Хагай и Зехарья стали последними пророками — после их смерти дух пророчества отошел от народа Израиля до прихода Машиаха (см. Йома 9б; Сота 48б; Бава батра 14б).
Завершилась эпоха пророков и началась эпоха мудрецов и толкователей Торы (Седер олам раба 30). В первой мишне трактата Авот (Поучения отцов) сказано: «Моше получил Тору с Синая и передал ее Йеошуа, Йеошуа — старейшинам, старейшины — пророкам, а пророки передали ее мужам (т.е. мудрецам) Великого Собрания» (Авот 1:1).
Духовным наследником Эзры стал его племянник и ученик Идо-Шимон бен Йешуа, прозванный впоследствии Шимон Ацадик (Шимон Праведник) (Седер акабала; Седер адорот 3448; подробнее о нем см. в кн. «Еврейские мудрецы», с. 3-4).