Скромность
Скромность подобна стволу дерева, которое взращивает и питает «ветвистую крону» всех присущих человеку положительных свойств. Скромный человек легко и быстро развивает в себе и другие качества: добросердечие, обходительность, любовь и чуткость к другим. И ему легче, чем другим, побороть и подавить негативные чувства, такие как гнев, зависть, ненависть, жажда почестей и т.д.
С другой стороны, человек, считающий себя выше и лучше других, попадает, не сознавая того, в сети гордыни, о которой сказано:1 «Мерзость для Г-спода – всякий возносящийся сердцем». Жизнь такого человека полна огорчений и напряжения. Он уязвим, чувствителен, вспыльчив, быстро впадает в экспрессию, ищет почестей и, как правило, готов преступить принятые нормы и границы ради достижения своих целей и удовлетворения своих страстей. Ведь он убеждён в своей избранности и особости, а раз так – «мне полагается», «как посмел такой-то меня обойти», «с какой стати со мной так разговаривают»… Такой человек не симпатичен никому, его не принимают ни знакомые, ни даже члены семьи. Говоря словами Мудрецов Талмуда:2 «Гордеца отвергают даже его домочадцы». В то время как скромный человек приятен всему своему окружению, его любят и близкие, и далёкие, он всегда в почёте, ему везде рады. Ведь скромность человека означает его признание в том, что окружающие воспринимаются им не менее чем как равные ему, что он открыт к общению и готов воспринять мнение и аргументы других людей, не проявляя к ним высокомерия. Всевышнему дорога скромность, поэтому скромный человек всегда одарён особой миловидностью и привлекательностью, как сказано:3 «И скромным даст благоволение Своё».
Тот, кто желает воспитать в себе качество скромности, должен действовать в двух направлениях. Первое – это мысли, ведь мысль воздействует на чувства и, в конце концов, завладевает всем нашим сознанием. Второе – сфера поступков, которые также способствуют правильному внутреннему настрою.
Прежде всего, человеку необходимо быть честным с самим собой, воспринимать себя в истинном свете, а не искаженно. Ибо в основе скромности — истина, а гордыня построена на лжи и самообмане. В этом причина превосходства первой и ущербности второй.
Гордость
Гордыня – это следствие двух ложных представлений человека о себе. Первое – что он идеален и лишён недостатков. И второе – что те достоинства, которыми он действительно обладает, это его личная заслуга, а не дар Творца. Поэтому обретение качества скромности неразрывно связано со стремлением к правде. И тогда естественным настроем мысли человека будет стремление к росту, развитию и совершенству. И если в чём-то он бесспорно превосходит других людей, это не повод ощущать своё превосходство и во всём остальном. Только тот, кто воистину совершенен, – воистину вознесён над другими. А поскольку совершенным является только Творец, ни один человек не должен возноситься над другими людьми.
Необходимо помнить, что ни одно неоспоримое достоинство человека не являются его заслугой. Весь он, со всеми своими свойствами и особенностями, был создан Творцом мира. А значит, всякое преимущество человека и всякое положительное качество: ум, талант, красота, здоровье, имущество, – не что иное, как дар свыше. Поэтому совершенно бессмысленно возноситься и гордиться тем, что, в сущности, тебе не принадлежит. Тем более что и сами достоинства человека не абсолютны и несовершенны.
В книге Месилат Йешарим Рамхаль приводит такой пример: вот птица, которая, расправив крылья, может быстро взлететь на вершину дерева, и вот – бык, сильное и мощное животное, которое с лёгкостью тянет гружёный воз или тащит тяжёлый плуг, выворачивая огромные пласты земли. Может ли один из них возноситься над другим: птица – поскольку летает, а бык – поскольку он несравненно силён? Всякий человек, даже удостоившись особых талантов, которыми мог бы гордиться, может понять, что для гордыни и высокомерия на самом деле нет места. Ведь и ум, и талант, и здоровье заложены в нём ещё до его рождения.
Поэтому всякое чувство радости и гордости, связанное с каким-либо его достижением или достоинством, следует человеку перевести в благодарность Творцу, в признание, что это – чудесный и драгоценный дар Небес. Только так он отдалится от гордыни и высокомерия.
Гордыня, т.е. возвеличивание себя – никогда не бывает оправданной. Скромность же, т.е. смирение духа – является нашей целью. Взрастивший в себе это качество – удостоится приятного самоощущения, адекватного восприятия реальности и всеобщего расположения. Скромность – это, в частности, признание другого человека равным себе, уважение к его выбору, мнению и воззрениям. Ошибкой будет считать, что ваше собственное достоинство страдает от вашего признания достоинств других людей.
Величие человека
Обретение качества скромности никогда не даётся само по себе, а является результатом кропотливой духовной работы. Вместе с тем, совершенно необходимо каждому сознавать свою значимость в общей картине мира и помнить о влиянии его действий на всё мироздание в целом. Весь мир сотворён Всевышним для человека. Творение во всех своих деталях помогает человеку выполнять своё назначение. При этом в самой природе Творения заложен такой духовный механизм: всякая исполненная человеком заповедь_ приводит в мир духовное изобилие, а оно, в свою очередь, рождает и материальное изобилие. Когда человек возвышается духовно, весь мир возвышается вместе с ним. Когда же человек грешит, он привносит в мир духовную порчу и наносит урон материальному изобилию. Пишет Рамхаль в своей книге Месилат Йешарим: 4 «Посмотри внимательнее и ты увидишь, что весь мир сотворён для служения человеку. Однако он (мир) постоянно находится в состоянии тонкого баланса, т.е. в зависимости от действий людей, он может качнуться в любую сторону. Если человек, увлекаясь соблазнами этого мира, отдаляется от Творца, он портится сам и портит весь мир. Но если он владеет своими побуждениями, управляет своими инстинктами и контролирует свои поступки – он приближается к Творцу, и весь мир становится инструментом для его служения Создателю. Тогда и человек духовно возвышается, и весь мир возвышается вместе с ним».
В этом и заключается правильное восприятие, предписанное человеку. Знать и уважать собственную ценность, помнить о значимости своих мыслей и поступков, об их тонком воздействии на всё мироздание. И перед лицом греха и соблазна пусть остановится человек и подумает про себя: «Ведь смысл и цель Творения – это я, человек. Мир создан для меня. Насколько же я важен в глазах Творца! Какой вес имеют мои поступки! Любой мой поступок воздействует на всё творение, и от меня зависит — в лучшую или в худшую сторону. А раз так – я просто обязан остерегаться греха и усердствовать в исполнении заповедей» (см. об этом подробно в главе «Сокровище, заключенное в минуте»).
Гордое осознание своей значимости может эффективно поддержать человека в его поединке с собственным дурным началом, которое подстрекает к греху. Пишет рабби Хаим Шмулевич в своей книге «Беседы об этике» (статья «Уважение окружающих»):
«Возложенное на человека служение заключается в том, чтобы возвыситься до статуса человека почтенного и уважаемого. Тем самым он убережется от греха. Самоуважение не позволит человеку оступиться и удержит от греха. Ведь человек не хочет упасть и в собственных глазах, боится покрыть себя позором и лишиться своего доброго имени. Самоуважение поддерживает в человеке бережное отношение к собственному достоинству и не позволит ему опуститься до совершения недостойных поступков, даже наедине с самим собой».
В этом положительные стороны гордости, и именно они – причина этого качества в нашей душе. Негативные стороны гордости хорошо известны. Ощущение превосходства над другими дурно и разрушительно. Поэтому от нас требуется тонкая диагностика, чувствительная к нашим мотивам и душевным устремлениям, для того, чтобы стало возможным чуткое различение между позитивным сознанием собственного достоинства и примитивной гордыней. Сказано в наших источниках:5 «Мерзость для Г-спода всякий вознёсшийся сердцем».
У позитивной гордости есть ещё одно проявление – это гордое сознание своей правоты перед лицом тех, кто насмехается над его служением Творцу, и тех, кто ему мешает в этом. Зная, что правда на его стороне и что поступки его угодны Творцу, человек остаётся стойким в своей позиции и не обращает внимания на насмешки людей. Напротив, они вызывают в нем жалость и сочувствие, поскольку не удостоились понимания и опустились столь низко. Так говорит Писание в прославление праведного царя Йеошафата:6 «И возвысилось его сердце на путях Г-спода».
Каждому из нас следует глубоко осознать слова мудреца времен Мишны — Акавии бен Маалалеля:7 «Знай, откуда ты пришёл, куда ты идешь и перед Кем ты должен будешь держать ответ. Откуда ты пришёл? Из зловонной капли. Куда направляешься? В место праха и тлена. Перед Кем должен будешь держать ответ? Перед Царём царей царствующих – Пресвятым, благословен Он». О величайших мудрецах известно, что в тот момент, когда им воздавали почести, они шептали про себя стихи Писания, в которых речь идёт о ничтожности человека, и размышляли о них, дабы не почувствовать, не дай Б-г, гордыни в своём сердце.
Практическое приобретение скромности
Второе направление работы над приобретением качества скромности – практическое. Это использование образцов поведения, которые помогают человеку достичь правильного внутреннего ощущения.
Вот краткое изложение советов Рамхаля из его книги Месилат Йешарим:8
«Скромность в поступках имеет четыре разных проявления: скромное поведение, снесение обид, отказ от власти и бегство от почестей.
Скромное поведение выражается в речи человека, в его походке, в манере сидеть, во всех его движениях и жестах.
В речи – сказали Мудрецы:9 «Всякая беседа человека с другими людьми должна вестись в спокойном, ненапряжённом тоне». Об этом прямо говорится в Писании:10 «Слова мудрецов слышны, (поскольку высказаны) спокойно».
Речь человека должна быть уважительной по отношению к собеседнику, а не презрительной или высокомерной. Говорится в Писании:11 «Презирающий ближнего – бессердечен». А также:12 «Когда приходит злодей – (с ним) приходит пренебрежение и презрение».
В походке – сказали Мудрецы:13 «Кому уготован Грядущий мир? Скромнику склонённому, смиренно входящему и смиренно выходящему». Высокомерная походка, вызывающая осанка, высоко поднятая голова – противоположны скромности.
В том, где и как человек выбирает сидеть: всякому человеку подобает место среди скромных и застенчивых, а не среди высокомерных и возносящихся. И об этом также говорится в Писании:14 «Не возвеличивай себя, стоя перед царём, и на месте великих не стой. Ибо лучше для тебя услышать: «Поднимись сюда!» – чем: «Спустись отсюда!» Сказали Мудрецы в Мидраше:15 «Спустись от своего места на два-три сиденья и сядь, пока не скажут тебе: «Поднимись!» Не поднимайся, чтобы не сказали тебе: «Спустись!» Пусть лучше скажут тебе: «Поднимись, поднимись!» – чем: «Спустись, спустись».
Сносить обиды: сказали Мудрецы:16 «С кого (Всевышний) снимает грех (т.е. берет на Себя тяжесть греха и не наказывает преступника)? С того, кто не замечает обид и оскорблений. А также:17 «Обиженные, но не наносящие обиды в ответ, слышащие брань о себе, но не отвечающие бранью – о них говорит Писание:18 «А любящие Его будут, взойдут как Солнце зенитное». И еще сказали:19 «Подобает человеку быть скромным — как Гилель».
Отказ от власти и бегство от почестей: сказали Мудрецы: «Кто ищет почестей – почёт бежит от него». А также привели комментарий на стих20 «Не вовлекайся в ссору поспешно» – т.е. не стремись к власти. В чём связь? «…Обретя власть, что станешь делать, когда лишишься её, когда ближний осрамит тебя?» Ученики рабана Гамлиэля, хотя и очень нуждались, отказывались от должностей, дававших им власть, т.к. об этом верно сказано: «Послал за ними (Моше за старейшинами, чтобы наделить властью), и не пришли. Послал еще раз, и повиновались. Сказал им: «Вы думаете – власть я даю вам? Рабство даю я вам!»
Таким образом, две вещи приводят человека к скромности: привычка (принятые на себя заученные действия, направленные на обретение скромности и дающие выражение обретённой скромности) и размышление.
Одежда человека также должна быть выражением его скромности: она должна быть достойной, чистой и опрятной, она может быть красивой, но не должна быть вычурной или вызывающе роскошной.
Всё — суета…
«Когда человек приучит себя к всевозможным проявлениям скромности, она постепенно заполнит всё его существо и станет частью его натуры, характера и личности». А чем полезно размышление о скромности? Раздумывая о собственных недостатках, о том, что человек – это плоть и кровь, пришедшие в этот мир из маленькой ничтожной капли, которые со временем вернутся в прах, ты лучше поймёшь суть вещей. Ты увидишь, что, то чем ты гордишься и к чему стремишься — богатство, сила, положение, – это временный дар, и все удовольствия мира – суета сует. Всё, в конце концов, прахом будет.
«Гордость выезжает верхом, а возвращается пешком»
Если борьба с гордыней тяжела для человека, и он снова и снова попадает в её сети – не следует отчаиваться. «Семь раз упадет праведник – и встанет».22 Ведь именно падения помогают ребенку научиться ходить, именно они «обучают» его организм правильным движениям. Так и праведник – его личность строится как результат многих падений, ошибок и оплошностей, которые он по неопытности совершает в начале жизненного пути. Он постоянно укрепляет себя в стремлении бороться с гордыней, поскольку осознаёт, что она наносит столь большой вред, что победа над ней стоит любых усилий. Ведь сказано о гордеце: «Мерзость для Г-спода всякий возносящийся сердцем». Кто же хочет быть омерзительным в глазах Творца хотя бы на один миг? К тому же известно, что гордыня, создавая у человека ложное ощущение величия, в конце концов, приводит его к падению. Будучи ослеплён своим «мнимым» величием, человек не способен к разумному самоуправлению, здравый смысл оставляет его, и он теряет контроль над ситуацией. Он приходит к ошибочным умозаключениям и, находясь во власти самообмана, принимает неверные решения. Они-то и приводят его к падению. Именно эту судьбу уготавливает Провидение гордецам, как сказано: 23 «Погибели предшествует гордость, и начало падения – надменность». Также сказано:24 «Гибель человека начинается с высокого самомнения».
Почёт воздаётся скромному
Скромный же человек удостаивается величия! Намек на это содержится в коронке над буквой, символизирующей скромность – буквой нун, נ. И каждого, кто держит себя скромно в этом мире, Всевышний выпрямляет и возвышает в Грядущем мире. На это намекает внешний вид буквы нун софит ן, которая символизирует добрый конец этого мира в дни Машиаха. Скромный человек удостаивается почёта и величия ещё при жизни своей, как сказано:25 «Почёт воздаётся скромному». Причина этого в том, что скромный человек любим, угоден и приятен в глазах людей. Таким же — угодным и приятным — видит его Всевышний, поэтому в час, когда гневаются Небеса, качество скромности – это одно из немногих средств, которое может спасти человека. Сказал пророк:26 «Стремитесь к справедливости, ищите скромности, тогда, возможно, вы спрячетесь в день гнева Господня». И ещё: «Кто приходит очиститься – удостаивается помощи Небес».27
________________________________________________
Источники и примечания
- Мишлей (Притчи Соломона) 16:5.
- Бава батра 98:1.
- Мишлей 3:34.
- Месилат Йешарим, гл. 1.
- Мишлей 16:5.
- Диврей hа-ямим 2,17:6.
- Авот 3:1.
- Месилат Йешарим, гл. 22.
- Йома 86:1.
- Коэлет 9:17.
- Мишлей 11:12.
- Мишлей 18:3.
- Санhедрин 88:1.
- Мишлей 25:6-7.
- Мидраш Раба, Ваикра 1:5.
- Рош hа-шана 17:1.
- Шабат 88:1.
- Шофтим 5:31.
- Шабат 30:2.
- Мишлей 25:8.
- Арайот 10:1.
- Мишлей 24:16.
- Мишлей 16:18.
- Мишлей 18:12.
- Там же.
- Цфания 2:3.
- Шабат 104:1.