Рабби Исраэль бар Гедалия Лившиц (Тиферет Исраэль; 5542-5621 /1782-1861/ гг.) – выдающийся законоучитель и комментатор Мишны.
Родился в Германии.
Учился у р. Акивы Эйгера.
Р. Исраэль считал себя также последователем Виленского Гаона. «Все мы его ученики, – писал он о Гаоне, – и все мы припадаем к роднику его Торы, вытекающему из Святая Святых. …И каждый, кто знакомится с его сочинениями, понимает: вот слова, которые прозвучали с горы Синай. …Весь мир живет под одной подобной звездой, которая поднимается на небосклон лишь один раз в тысячу лет и, падая с небес, озаряет весь мир светом Торы» (Предисловие к Биур Агра на Шульхан арух).
Подобно Гаону, р. Исраэль стремился целиком сосредоточиться на изучении Торы – он учился в уединенном месте, не снимая тфилин и завернувшись в талит. Чтобы не прерывать занятий, он нередко постился по трое суток подряд (Гдолей адорот).
В 5581 /1821/ год р. Исраэль Лившиц стал раввином в городе Вронки, расположенном на реке Одере, севернее Познани, – на польской территории, включенной в состав Прусского государства. Позднее он возглавил общину прусского города Дессау.
В 5590 /1830/ года р. Исраэль приступил к изданию своего основного труда – комментария на Мишну, озаглавленного Тиферет Исраэль (Великолепие Израиля). В этом обстоятельном комментарии он опирался не только на талмудические дискуссии, но и на толкования Виленского Гаона и своего наставника р. Акивы Эйгера. В заключение каждой темы автор приводил псаки (законодательные решения), основанные на выводах, содержащихся в кодексе Шульхан арух.
В последующих поколениях комментарий Тиферет Исраэль широко изучался во всех еврейских общинах. В полных изданиях Мишны он печатается рядом с основным текстом.
В 5597 /1837/ году р. Исраэль Лившиц возглавил крупную общину г. Данцига (Гданьска) и находился на этом посту до последних лет своей жизни. В этот период он был одним из общепризнанных духовных лидеров поколения.
Рассказывается, что один знаток Торы попросил у р. Лившица рекомендацию на свою книгу. В этой книге он предлагал решения целого ряда алахических проблем, которые поставил, но не сумел разрешить р. Акива Эйгер. Вопреки расхожему мнению о том, что проблемы, которые не смог разрешить р. Акива Эйгер, вообще не имеют решения, автору предлагаемой книги удалось разрешить все, кроме трех, – и он рассчитывал на восторженную реакцию ближайшего ученика р. Акивы Эйгера. Однако р. Исраэль Лившиц настороженно спросил: «Почему же Вы не довели работу до конца и оставили три проблемы неразрешенными?». «Поверьте, – признался автор, – я приложил все свои силы, чтобы разъяснить и эти проблемы, но мне не удалось нащупать верное решение». Вникнув в содержание книги, р. Исраэль обратился к автору: «Теперь я могу объяснить, почему Вам не удалось завершить книгу… Ведь только эти три проблемы Вы и поняли – и поэтому-то не сумели их разрешить. А все остальные Вам не удалось понять до конца» (Гдолей адорот).
Р. Исраэль Лившиц умер в Данциге в 5521 /1861/ году.