Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Рабби Лау о состоянии современного еврейства

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Разговор с уважаемым раввином, над которым следует задуматься

Рабби Исраэль Меир Лау прослужил главным раввином Израиля в течение десяти лет, а в настоящее время, уже лет 20 он  главный раввин Тель-Авива. В возрасте 8 лет Исраэль Меир Лау оказался самым юным узником, выжившим в концлагере Бухенвальд. О событиях Шоа в его жизни рассказывают воспоминания рава Лау о Холокосте (Шоа) — работа «Из глубин»). Сегодня он во главе израильского мемориала Яд ва-Шем, посвящённого памяти жертв Холокоста (Шоа) для будущих поколений.

Рабби Лау беседовал с редакцией сайта Aish.com в своём офисе в Тель-Авиве по случаю предстоящей конференции организации Эш а-Тора в Нью-Йорке, которая состоится 17-19 ноября, где главному раввину Израиля отведена почетная роль основного докладчика.

 

Aish.com: Так много молодых евреев чувствуют себя отрезанными от Израиля и своего еврейского наследия. Что Вы, представляющий  38-ое поколение неразрывной цепи раввинов, можете сказать этим молодым евреям?

 

Рабби Лау: В лёгкой атлетике есть некая «эстафетная палочка». Вы бежите стометровку, а затем передаёте эстафету следующему бегуну. Во времена Маккавеев не было эстафетной палочки, скорее, был факел. Для еврейского народа огонь играет огромную роль: Тора называется «Огненным законом» (Дварим 33:3), вот почему Эш а-Тора — огонь Торы —даёт свет и тепло. Факел еврейской традиции всегда передавался из поколения в поколение, почти 4 тысячи лет со времён Авраама.

Я бы сказал молодому человеку так:

Факел теперь в твоих руках. Ты — участник эстафеты поколений. От тебя зависит погасить это пламя или передать следующему поколению.  Что выберешь ты?

Все предыдущие поколения прошли этим путём, через это наследие, поручив и вам пройти то, что унаследовали и вы. Посмотри в зеркало и спроси: правильно ли будет погасить пламя, которое пронесли потомки сквозь века?

Ты не должен мне ничего, но ты должен самому себе — ответь на этот вопрос!.

 

Aish.com: В Европе за прошедшие годы антисемитизм стал более агрессивен. Представим, например, молодого еврея, живущего во Франции. Он не говорит на иврите; его  семья, друзья и карьера – все это принадлежит Франции, его будущее — Франция, а не Израиль. Что может убедить его почувствовать обратное, что его будущее — Израиль?

Рабби ЛауВы не сможете полюбить и оценить то, чего вы не знаете. При выборе человека с целью заключить с ним брачный союз, вам необходимо задать ему много вопросов, взглянуть в его глаза, понять глубину, которая кроется за ними. Вы чувствуете взаимосвязь?

А вот и ответ — нужно провести некоторое время в Израиле: путешествовать, встречаться с людьми, посетить Западную Стену, изучать историю и лишь тогда принимать решение.

Моше рабейну от всей души стремился жить в Эрец-Исраэль,  земле Израиля, но у него не было такой привилегии — воплотить свою мечту в жизнь. У нас есть возможность достичь того, чего не смог сделать даже Моше! Поймите Б-жье повеление Аврааму: Лех леха — «иди в землю, которую Я укажу тебе». Осознайте, почему Ицхак был настолько осторожен в решении не покидать пределы Израиля. Изучите историю еврейских общин в России, Ираке, даже во Франции во времена Шоа (Холокоста). Таких историй тысячи: ибо это диаспоры, страдавшие на протяжении веков.

Со времён царя Давида Израиль есть неразрывная цепь еврейского заселения. Осознайте свою связь с этим процессом, найдите личную  заинтересованность в нем.

 

Aish.com: Сегодня даже в Израиле существует напряжение между религиозными и светскими евреями. Что мы можем сделать, чтобы улучшить ситуацию и сблизить стороны друг с другом?

Рабби Лау: Здесь нет простого решения. Это долгий и длинный путь. Для светских евреев основной проблемой является Шабат. Они говорят: «Какое дело вам до того, пользуюсь я автобусом или поездом в Шабат? Это религиозное давление и принуждение! Вы можете сами ходить в синагогу, но дайте мне жить так, как я этого хочу!»

Увы, в восприятии многих светских евреев,  Шабат — это «то, что запрещено», это список запретов. Запрещается зажигать сигарету, запрещено водить автомобиль. Нельзя использовать электричество, готовить еду, запрещено писать. Нельзя пользоваться телефоном, стирать бельё, смотреть телевизор или слушать радио. Запрещено купаться или ходить за покупками. Запрещено, запрещено, запрещено!!!

Проблема в том, что многие слышат только  об ограничительной стороне Шабата, а не о её прекрасной положительной стороне. Зажигание свечей, приветствуя Шабат; пение шабатнего гимна  «Леха доди», Кидуш за красивым шабатним столом, звучание песен. Люди не понимают глубину и мудрость еженедельных глав Торы.

Никто не сможет принять Шабат, пока не вкусит его сладость. Сначала испытайте Шабат, прочувствуйте его, а затем примите решение, настолько ли важны покупки и пляж вместо Шабата. Для всех прочих дел у нас есть остальные дни на неделе.

Два аспекта Шабата — как положительный, так и отрицательный — были произнесены на горе Синай в одном речении. В Торе положительный аспект (Захор) написан с одной стороны Десяти Речений  (Асерет диброт)  — Шмот 20:8), а отрицательный аспект (Шмор) написан с другой стороны (Дварим 5:12). Не случайно так вышло, что положительный аспект написан в первую очередь. Но светские евреи, при беглом прочтении и рассмотрении этого повеления, видят лишь его отрицательную сторону.

В предыдущих поколениях нерелигиозные израильтяне, по крайней мере, видели соблюдение Шабата в жизни их бабушек и дедушек. В летние каникулы, когда им приходилось оставаться у родителей пап и мам, ребята видели, как зажигаются шабатние свечи; они лакомились чолнтом (особое мясное блюдо на Шабат). К сожалению, сейчас такое встречается всё реже и реже.

Решение в наших руках. Мы должны пригласить людей в свои дома, чтобы показать им красоту шабатнего стола. Мы можем деликатно спросить: «Что вы теряете? Это же ничего не стоит. Это не сделает вам больно. Придите и посмотрите». Пригласив человека к себе в дом, мы делимся с ним чувством нашей озабоченности, своей тревогой от ощущения его не участия в еврейском наследии.

Несколько лет назад министр внутренних дел Израиля, Гидеон Саар, не соблюдающий еврей,  готов был подписать новый закон для города Тель-Авива, разрешающий супермаркетам работать в Шабат. В праздники Шавуот и Рош ѓа-Шана, Гидеон и его супруга были моими гостями.

Я попросил его хорошо подумать: «Кто такие рабочие в супермаркетах? Кем является кладовщик? А контролёр? Охранник у дверей — он кто? Кто моет полы? Это новые репатрианты из России и Эфиопии, это студенты университетов, которым нужно оплачивать учебу. Целую неделю они работали как рабы. А если они скажут: „Я не могу работать в Шабат?“, что ответит им дирекция супермаркета? Что они больше ему не нужны?

В то время как владелец супермаркета отдыхает в Монте-Карло, он заинтересован в магазинах, которые работают в Шабат для того, чтобы заработать больше денег. Одного частного самолёта  ему может быть мало — нужна ещё и яхта. Но, по крайней мере, один день в неделю, «люди книги» не должны вешать на себя ярлык «люди торговли»?!

Существует немало основательных причин для всеобщего соблюдения Шабата: религиозные, социальные и национальные. Как свидетельство Творения, Шабат есть  основание монотеизма. Шабат глубоко связан с исходом из Египта, это наше национальное освобождение от рабства. Шабат есть большая корректирующая цепь, соединяющая и уравнивающая людей. В нём нет социальной пропасти; нет «ни хозяина, ни раба». Шабат обеспечивает отдых для тела и возвышения души.

Первый мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф решил, что все магазины и аттракционы должны быть закрыты в Шабат. Дизенгоф был светским евреем, но он чётко понимал: „Всякий, кто наносит урон Шабату, вредит единству еврейского народа“. Это его слова.

В Израиле дети ходят в школу шесть дней в неделю. На протяжении всей недели семьи проводят ограниченное количество времени друг с другом — дети с родителями, муж с женой. Только один день выпадает из этой рутины — Шабат. Это тот день, когда созидается единство в семье.

Но если родителям нужно будет работать в Шабат в супермаркете? В день, когда дети не ходят в школу, родители станут набивать карманы владельцев супермаркетов деньгами, принося в жертву время общения с детьми, возлагая на алтарь своё семейное единство. Это справедливо? Является ли это завершением нашей мечты возвратиться на еврейскую Родину спустя 2000 лет?

 

Как в случае с Эйсавом, не станем менять свои самые сокровенные ценности на „тарелку чечевичной похлёбки“.

 

Это то, что я сказал Гидеону Саару. И когда подошло время подписать постановление о разрешении работы супермаркетов в Шабат, он этого не сделал.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому