Рав Шломо бар Хаим Эльяшив (Бааль Лешем; 5601-5688 /1841-1928/ гг.) – выдающийся кабалист.
Происходил из рода великого кабалиста р. Ицхака Лурии (Аризаля) – и по отцовской, и по материнской линии.
Прямой потомок знаменитого кабалиста р. Шимшона Острополера, убитого казаками Богдана Хмельницкого.
Родился в литовском городке Загоре.
До тринадцати лет изучал Тору под руководством отца, затем учился в ешивах Минска и Телза (Тельшая).
Поселившись в г. Шауляе, целиком посвятил себя изучению Торы.
Он вел жизнь затворника – облачившись в талит и тфилин, занимался в своей комнате весь день и большую часть ночи. Основным предметом его исследований стали книги, содержащие сокровенное учение Аризаля и Виленского Гаона.
По свидетельству р. Авраама-Ицхака Кука, прежде, чем приступить к изучению кабалы, р. Эльяшив «основательно изучил Вавилонский и Иерусалимский Талмуд, кодексы законоучителей разных поколений и множество книг мусара, затем кабалистические сочинения р. Моше Кордоверо и р. Моше-Хаима Луцато, а потом уже – Зоар и «Книгу Творения» с комментариями и разъяснениями Виленского Гаона, и, наконец, он проник в таинственный сад – в сокровенный смысл писаний, содержащих святое учение Аризаля» (Сарей амеа 6:13).
Р. Эльяшив стал самым авторитетным в литовском крае знатоком кабалы. К нему в Шауляй приезжали многие духовные лидеры поколения, среди которых были р. Исраэль-Меир Акоэн (Хафец Хаим) и р. Ицхак Блазер (р. Ицеле Петербургер), один из зачинателей этического движения Мусар.
«В этом мире следует использовать каждую возможностью находиться рядом с ним, – говорил Хафец Хаим, – ведь кто знает, сможем ли мы в мире истины даже приблизиться к тому уровню Небес, на котором будет обитать его душа». Хафец Хаим пояснял: «Мы все действуем в нижнем мире, рассчитывая оказать влияние на высшие миры, – он же (р. Эльяшив) действует прямо в высших мирах, каждая тропинка в которых ему хорошо знакома» (Гдолей адорот).
Р. Авраам-Ицхак Кук также навещал р. Эльяшива в Шауляе и ночи напролет изучал под его руководством сочинения р. Хаима Виталя, содержащие учение Аризаля (Сарей амеа 6:13).
Р. Эльяшив написал целый ряд значительных книг по кабале, среди которых Сефер акдамот вешаарим (Книга прелюдий и преамбул), Сефер адеа (Книга знания), Сефер аклалим (Книга основных принципов), а также Хелек абиурим (Раздел пояснений) – развернутый комментарий на основополагающую книгу р. Хаима Виталя Эц хаим (Древо жизни).
В 5675 /1915/ году, в разгар первой мировой войны, семидесятипятилетний р. Эльяшив был изгнан вместе со всей общиной Шауляя из прифронтовой полосы в глубь России – российские власти подозревали евреев в сочувствии и помощи неприятелю.
Перед поспешной эвакуацией р. Эльяшив, не имея возможности взять с собой свои многочисленные рукописные сочинения, зарыл их в землю около Шауляя. После войны эти места оказались под властью немцев. Тем не менее, стараниями добровольных помощников из еврейской общины Риги удалось извлечь рукописи из земли и, переправив через российскую границу, возвратить автору (Гдолей адорот).
В 5682 /1922/ году р. Эльяшиву удалось покинуть коммунистическую Россию. В 5684 /1924/ году, в возрасте восьмидесяти трех лет, он прибыл в Йерушалаим.
Р. Шломо Эльяшив умер в Йерушалаиме двадцать седьмого адара 5688 /1928/ года.
Все многочисленные участники его похорон наблюдали в небе над Ар зейтим (Масличной горой) яркий столп света, направленный, подобно гигантской радуге, с востока на запад, до самого горизонта, – такое явление издревле наблюдалось во время похорон выдающихся праведников и знатоков сокровенного учения (Гдолей адорот).
На его могильном камне высекли: «Наставник, подобный Б-жьему ангелу, – …перед ним были открыты сокровенные тайны Торы».
Собрание его кабалистических сочинений было издано под общим названием Лешем, шево веахлама (Яхонт, агат и аметист). Эта книга стала столь авторитетной, что в последующих поколениях р. Шломо Эльяшива стали называть по заглавию книги – Бааль Лешем (Автор «Яхонта…»).
Его внук, р. Йосеф-Шалом Эльяшив, – стал выдающимся законоучителем и духовным лидером своего поколения.