Сколько бы денег, власти и всевозможных ресурсов не было вложено извне, свобода и мир не могут быть навязаны кому-либо внешними силами. Для этого необходимы условия, сложившиеся внутри.
После того, как США 20 лет поддерживали вооруженные силы Афганистана и вложили более триллиона долларов в обучение и оснащение афганской армии, силы Талибана все же захватили страну, причем менее чем за неделю после вывода американских войск. Это абсолютно шокирующе и ужасно, в этом вина многих, однако не мое дело комментировать происходящее, и, кроме того, здесь не место для обсуждения политики в целом и внешней политики в частности.
Я хочу сосредоточиться на том, что такое свобода, почему она так важна, а также как эта тема связана с приближающимся Рош а-Шана, еврейским Новым годом.
Один из вопиющих уроков нынешнего краха Афганистана заключается в том, что, сколько бы денег и других ресурсов могучих мира сего туда не было вложено, свобода и мир не могут быть навязаны внешними силами. Вы не можете заставить кого-то чего-то желать. Потребность на самом деле должна исходить изнутри.
Неудивительно, что без внутренней воли к борьбе за независимость и свободу армия Афганистана свернула с намеченного ей пути, а президент бежал из страны в ОАЭ, понимая, что его ждет при наступлении талибов, прихватив с собой миллионы бюджетных средств…
В течение 20 лет предприятие по строительству новой нации поддерживалось внешними силами, но стоило только этой поддержке закончиться, обнаружилась истинная реальность — и все, что так долго строилось, рухнуло.
Что есть «я»?
То же самое фактически происходит и с нашей индивидуальной, личной свободой.
Уберите воздействие всех внешних сил и факторов, которые на нас влияют, все хорошее и плохое, и что останется?
Вы – это не ваше воспитание, круг друзей, звание или должность, которые у вас есть. Вы — не ваше богатство (или его отсутствие), внешность, интеллект, фантазии, цвет вашей кожи.
Все это формирует сложное переплетение нитей, составляющих «игровое поле» вашей жизни. Однако это не вы.
Вы — тот, кто решает, как ответить на моральный вызов, брошенный вам извне в тот или иной момент. Этот выбор за вами и только за вами. Вы несете личную ответственность за принятие решения, мудрое оно или аморальное, или за то, что не приняли его. Потому что вы вот такой. Вы и есть та внутренняя воля.
Все остальное, что существует вне вас, это не вы. Вы не несете ответственности за многие обстоятельства, формирующие вашу жизнь, но ответственны за то, как вы решаете на то или иное отреагировать. Поэтому вместо того, чтобы обвинять своих родителей, супругу (или супруга), правительство, Бога или любую другую внешнюю силу, переключитесь и загляните внутрь себя. Сосредоточьтесь на единственном, что вы можете контролировать: на своем выборе.
Вы не багаж, завещанный вам воспитанием, и не блестящий IQ, с которым вам довелось родиться. Это лишь некоторые из карт, которые вы получили из колоды Всевышнего. И теперь вам решать, как вы сыграете с этими картами. Вы – это сумма вашего выбора.
Авраама, первого праотца еврейского народа, было бы нелепо обвинять в том, что в детстве он поклонялся идолам. Очевидно, что это было не его решением родиться во времена, когда весь мир был буквально пропитан идолопоклонством. При этом со стороны Торы и всей нашей традиции не было ни малейших попыток как-то замаскировать его не слишком «звездное» воспитание. Важнее всего то, что даже будучи погруженным в кромешную тьму, он использовал свои уникальные обстоятельства и условия, чтобы обрести истину и величие.
Рош а-Шана — проверка реальности
Рош а-Шана отмечает день рождения человечества. Это праздник свободы воли.
Талмуд учит, что в момент суда мы стоим перед Богом совершенно одни и лицом к лицу сталкиваемся с реальностью того самого человека, которым являемся на самом деле.
Все внешние элементы оказываются удалены. На Небесном суде нет друзей, за которых можно спрятаться, нет общества, в котором можно затеряться, нет оправданий, на которые можно положиться, и нет других виноватых — только настоящий вы, все ваши героические и эгоистичные решения, мечты, которые были осуществлены или которые вы оставили невыполненными, и цели, которых вы решили достичь и достигли или, возможно, не достигли.
Внешние силы, к которым мы прибегаем, чтобы поддержать себя или спрятаться, невидимы, и таким образом мы остаемся с нашим истинным внутренним «я», за которое мы действительно в ответе. Его-то Бог и исследует в Рош а-Шана.
Эта проверка реальности может оказаться для нас обескураживающей, пугающей. Зато она позволяет нам увидеть, из чего мы сделаны на самом деле.
Но есть здесь также и другая сторона, другой взгляд на это, дарующий нам свободу и наполняющий души пониманием глубинного смысла. Признание того, что я единственный человек, ответственный за достижение моего личного величия, подобно звуку шофара, пронзает нам душу, призывая проснуться и осознанно выбрать жизнь.