Эта история произошла в Бней-Браке 27 лет назад.
Случилось так, что еврею, по имени Аарон Нив, предложили купить квартиру в старом доме, по соседству с великим мудрецом Торы, равом Гершоном Эдельштейном.
Нельзя было не подумать о том, что покупка квартиры в таком старом доме предполагает необходимость дорогостоящего ремонта. Но желание жить рядом с мудрецом Торы перевесило соображения разума!
Однако решено было посоветоваться с равом Аароном Лейбом Штейнманом, лидером еврейства Торы. Знаменитый мудрец одобрил покупку квартиры в этом доме, и новоиспеченный хозяин Аарон Нив успокоился и вступил в законные права владельца квартиры.
Но уже через неделю произошло то, чего все заранее опасались: в квартире отказала сантехника. Мастер, пришедший на вызов растерявшегося хозяина, подписал сантехнике смертный приговор, заявив, что чинить такую рухлядь не имеет смысла: «Вся сантехника ржавая, ждите поломки каждую неделю. А старые трубы поменяйте на новые, из пластика», — заявил он.
Заменить трубы стоило огромных денег, а их у героя нашего рассказа не было… Что же делать?
Аарон Нив решил снова обратиться за советом к раву Штейнману.
Рав, на удивление, не выказал никакого беспокойства и заверил хозяина квартиры, что волноваться не стоит: ангел, ответственный за железные трубы, подождет. Починить нужно только то, что требует руки мастера.
Шли годы – и все оставалось в полном порядке. В точности, как обещал рав Штейнман.
Десять лет назад сам Аарон Нив издал книгу воспоминаний, в которой поделился этой жизненной историей и сделал вывод: с сантехникой все в порядке до сих пор, мастера ни разу не вызывали, да и чинить было нечего.
Когда же все-таки повторная поломка произошла?
13-го декабря 2017 года, на следующий день после смерти рава Аарона Штейнмана, сантехника снова отказала.
27 лет трубы «держались», но, как только рав умер, — пришли в негодность.
К месту будет привести интересный спор наших мудрецов.
В комментарии на главу Микец Раши пишет, что, хотя Йосеф и видел сон про угрозу голода в Египте, но после того, как Яаков благословил фараона, – голод был предотвращен.
В Тосефте приводится спор между нашими мудрецами о том, вернулся ли голод в Египет после смерти Яакова.
Мнение рабби Йоси: после смерти Яакова голод возобновился.
Рабби Шимон возражает: если благословение праведников теряет силу после их смерти, – тогда это равноценно хилуль а-Шем (осквернению имени Всевышнего).
Рабби Элазар, сын рабби Шимона, выражает согласие с рабби Йоси. При этом он утверждает: если при жизни праведников действует их благословение – это имеет силу Кидуш а-Шем, освящения имени Творца.
«Все время, пока праведник жив, в мире живет и действует его благословение. Нет праведника, нет и благословения», — утверждает он.
Быть может, историю еврея Аарона Нива следует закончить следующими словами: «До тех пор, пока рав Аарон Штейнман был жив, в мире действовало его благословение. Не стало рава Штейнмана, — утратило силу и его благословение».
Благословенна память праведника! זכר צדיק וקדוש לברכה