Первая женщина на Земле
Тора называет первую женщину Хавой — от слова хай, то есть «жизнь», поскольку она мать всего живого на Земле. Заслуживает ли она иметь своих кровных детей или нет, архетип женщины — это та, кто способствует физическому, духовному и эмоциональному росту окружающих ее людей, подпитывает этот рост.
Каббалисты говорят о женщине как о физическом выражении Шхины в этом мире — заботливом, успокаивающем Божественном Присутствии, сопровождающем нас даже в самом темном изгнании (пребывание души в физическом мире).
Нет мира в семье — нет Шхины
До того, как мужчина женится, совершенно очевидно, что Шхина его не сопровождает — основное, что привлекает ее к человеку, является женский элемент. Фактически можно сказать, что каждый мужчина словно находится между двумя женщинами: телесной, физической женщиной внизу, в этом мире, которой он должен по брачному договору обеспечивать пищу, одежду и супружескую близость, и Шхиной, которая стоит над ним, чтобы благословлять его…(1)
Жена дополняет своего мужа и помогает ему соединиться с его духовным источником. Некоторые религии рассматривают сексуальное влечение как слабость человека, неизбежное зло, необходимое для продолжения рода. В рамках еврейского брака секс не только поощряется, но и считается чистым и освященным.
Числовое значение еврейского слово «ахава» (любовь) — 13, такое же, как и у слова «эхад» (один), которым мы обозначаем единство. Сумма обоих этих слов — 26, что равно числовому значению главного Имени Бога, тетраграмматона.
Любовь пары олицетворяет и воплощает единство, ведь они становятся единым целым, а когда муж и жена объединяются в духовной любви и физической близости, они притягивают в этот мир Божественное присутствие.(2)
Там, где нет союза мужчины и женщины, мужчина не достоин чувствовать Шхину рядом с собой.(3)
Интересно отметить, что Святая Святых в Храме называется «Хедер ха-Митот»(4), то есть буквально «спальня», что подчеркивает метафорическое сравнение отношений между Богом и Его народом и отношений жениха с невестой. Это в очередной раз доказывает, с каким трепетом и уважением иудаизм относится к близости мужа и жены — какие в этом могут быть сомнения, если самое святое место Храма упоминается мудрецами как спальня!
Семейная чистота
Законы Таарат ха-Мишпаха («семейной чистоты») так же демонстрируют святость физического союза между мужчиной и женщиной.
Если обсуждать их вкратце, то они предусматривают, что муж и жена должны воздерживаться от физического контакта с самого начала менструального периода жены (то есть как минимум пять дней) плюс семь дней после этого, считающихся периодом очищения. После того, как по прошествии этих дней женщина погружается в микву, ритуальный еврейский бассейн, супруги возобновляют отношения и словно в день свадьбы снова испытывают некоторое волнение перед встречей друг с другом и близость, обновляя свой брак.
Эти законы показывают нам, что даже самые мощные физические влечения могут быть связаны с вопросами святости. Физическое тело не несет ни малейшего оттенка презрения или грязи. Скорее даже сам факт того, что тело склонно к очищению, говорит о том, что оно может быть наделено чем-то духовным.
Если муж и жена будут следовать этим законам, то не просто Святая Святых будет напоминать спальню, но и собственная спальня супругов станет Святой Святых.
Имея это в виду, становится само собой разумеющимся, что достижение половой зрелости не может считаться чем-то, что заслуживает пощечины, стыда или тому подобного. Это священный момент — погружение в удивительный мир еврейской женственности и переход на новый уровень духовного наполнения и радости.
Сноски
- Томер Двора, гл. 9.
- Из учений рабби Нахмана из Браслава — Ликутей Мааран.
- Зоар III, Ахарей Мот, 59a.
- Раши на Мелахим, 2, 11:2; Шир ха-Ширим Раба, 1:2.