«Не осквернит слова свои…»
(Бемидбар 30, 3)
Раши поясняет, что этот стих имеет в виду: не лишит своего слова святости. Из этого явствует, что в словах человека есть святость и человеку следует относиться подобающим образом к своим речам и не осквернять их. Более того, Виленский Гаон написал в письме к своей семье, что рот человека – это Святая Святых. И далее он говорит о том, с какой осторожностью человек должен относиться ко всему, что выходит из его уст, ибо из-за запрещенных разговоров человек подвергается особенно строгим наказаниям: «за неподобающие речи – злоязычие, насмешничество, клятвы и зароки, споры и проклятия – полагается человеку наказания в самых нижних уровнях ада и невозможно представить всю тяжесть страданий, которые ожидают его там даже за одно запрещенное слово».
Величие святости уст человека можно понять из предупреждения мудрецов (Псахим, 3 а), что человеку следует всегда выбирать красивые и подобающие слова и избегать слов грубых и резких. Об этом написано в книге Йова (15, 5): «…и выбери язык мудрых». Мы видим, что мудрые подбирают слова правильные и красивые.
В трактате Псахим (3, б) рассказывается о трех коэнах, получивших причитающуюся им долю жертвоприношения. Один из них сравнил величину своей доли с фасолью. Второй сказал, что получил долю величиной с маслину, а третий сказал, что его доля, как хвост ящерицы. Не понравилось это сравнение мудрецам, проверили его родословную и обнаружили в ней дефект и отстранили его от должности (по одному из мнений, приведенных там в Гемаре).
И еще сказали мудрецы (Санедрин 102, а): «Союз заключен с устами», т.е. уста человека влияют на события, происходящие в мире. Если человек говорит неподобающее слово, может оно, не дай Б-г, навлечь на него большие несчастья.
Наши мудрецы выводят это из истории Йеу, который хотел схитрить с жрецами Баала, чтобы они не сбежали от него, и объявил: «Ахав служил Баалу мало, Йеу будет служить много». По мнению наших мудрецов, эти слова подвели его самого, сбили его с пути, и он впал в конечном счете в идолопоклонство и продолжил служение Йеровама-идолопоклонника, как сказано: «Но Йеу не придерживался того, чтобы следовать Торе Г-спода, Б-га Израилева, от всего сердца своего, он не отступал от грехов Йеровама, которыми тот ввел в грех Израиль».
Строгий наказ о том, что человек должен очень внимательно следить за всем, что выходит из его уст, мы находим в книге «Нефеш а-Хаим» (1, 13). Там приводятся слова пророка Амоса (4, 13): «Ибо вот Он, Создатель гор и Творец ветра, сообщающий человеку разговор его». Пишет автор книги, раби Хаим из Воложина: «Предостерегают человека: поскольку сейчас человек находится в этом низменном мире, он не видит и не постигает построений и разрушений, не дай Б-г, в высших мирах, которые являются результатом его высказываний. И пусть не придет ему в голову, что нет никакой важности в его словах и никакого действия в мирах они не производят. Но достоверно известно, что каждое слово и каждая казалось бы незначащая беседа, всё, что вышло из его уст, не исчезает бесследно. Всё, что исходит из уст человека, оказывает действие и пробуждает высшие силы – правильные речи добавляют силам добра и святости, а, не дай Б-г, неправильные, наоборот, создают и укрепляют силы лжи и нечистоты, приводящие к разрушению и уничтожению миров святости. Об этом сказано: «Сообщающий человеку разговор его», что значит: когда будет душа человека стоять перед Высшим судом, Творец сообщит ему тайну его изречений, что они причинили в высших мирах.