И собрал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: «Это вещи, которые повелел Всевышний делать: шесть дней делай работу, а в седьмой день будет для вас святость, Шаббат, прекращение работ для Б-га; делающий в него работу, умерщвлён будет. Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний». (Шмот 35:1-3)
Законы шабата устарели?
Как-то бывший президент Российского Еврейского конгресса Владимир Гусинский спросил меня: «Когда же, наконец, вы — ортодоксы — начнёте идти в ногу со временем и отмените все эти ваши устаревшие, архаичные законы, запрещающие поездки в Шаббат и предписывающие употреблять в пищу только кошерное?»
На это я сказал ему: «Видите ли, Шаббат на протяжении поколений был краеугольным камнем еврейской общины. Допустим, что евреи приезжают в некий город. Поскольку в Шаббат нужно молиться в синагоге и запрещено пользоваться транспортом, получается, что они должны селиться так, чтобы до синагоги можно было дойти пешком. Вот вам, пожалуйста, и естественным образом возникающие еврейские кварталы, в которых меньшинство получает возможность жить среди большинства, сохраняя при этом свою самобытность.
Существует множество законов Шаббата. В основе всех их лежат тридцать девять работ, делать которые было запрещено сынам Израиля. Работы эти являются теми самыми работами, которые были необходимы для строительства Мишкана — шатра собрания. Здесь снова мы сталкиваемся со связью между шатром собрания и Шаббатом. Связь, на которую намекает и наша недельная глава, где разговор о Шаббате и строительстве святилища находится в непосредственной близости.
Шабат – время обрести связь с собой
Сегодня мы окружены различными устройствами, проигрывающими музыку, показывающими фильмы и телевизионные программы, передающими электронные сообщения и тому подобное. В наше время тайна успеха состоит в том, чтобы активно быть на связи со всем миром в течение двадцати четырёх часов в сутки. Чем более сильна и постоянна эта связь, тем лучше. Часто у нас не остаётся времени даже для того, чтоб быть на связи с самими собой, тем более с нашими родственниками и, в особенности, с нашими детьми, которых мы так любим и которым уделяем так мало времени.
В этом смысле Шаббат является спасательным кругом, последним средством спасения современного человека, живущего в информационную эпоху. С момента, когда в лучах заходящего солнца мы, произнося молитву, принимаем на себя Шаббат, мы получаем уникальную возможность вновь обрести связь с самими собой. Прекратить бесконечную погоню за материальным успехом и вновь найти в нашей душе место для любви — в день Седьмой, в который Всевышний отдыхал от всей работы Своей.
Шабат – не время для физического отдыха
Есть те, кто пытается утверждать, что запрет на определённые виды деятельности в Шаббат больше не актуален. Их аргументация строится на том, что благодаря развитию технологии в наше время деятельность такого рода больше не требует абсолютно никаких физических усилий, следовательно не может считаться нарушением заповеди прекращать работу и отдыхать в Шаббат.
Несомненно, это грубая ошибка, поскольку главная идея заповеди Шаббата — это не физический отдых. Шаббат — это прежде всего отдохновение человеческого духа, возвращение человека к своей сущности.
В Шаббат мы не производим ничего нового: не создаём свет, включая лампу; не создаём темноту — выключая её. Шаббат даёт нам возможность ощутить себя одним из творений Всевышнего в Его мире. Творением, чья песнь гармонично вливается в хор остальных созданий, воспевающих Творца. В Шаббат Всевышний дарит нам дополнительную душу, очищающую и поднимающую нас к вершинам, недостижимым в будние дни, когда всё наше существо наполнено заботами мира сего. Отдыхая в Седьмой день, человек, если можно так сказать, уподобляется Самому Всевышнему, о котором сказано (Берешит 2:1-3):
И завершены были небеса и земля, и всё воинство их. И завершил Г-сподь в день седьмой труд Свой, который сделал, и почил в день седьмой от всего труда Своего, который сделал. И благословил Г-сподь седьмой день и освятил его, ибо в него почил от всего труда Своего, который сотворил Г-сподь делать.
Рамбан комментирует приведённый выше отрывок следующим образом (Рамбан Берешит 2:3 со слов «ваиварех ваикалеш»):
…А раби Авраам (ибн Эзра) сказал, что благословение [означает] приумножение блага, [а именно,] что в телах возникает дополнительная сила порождения, а в душе — дополнительный разум. «И освятил его» — [означает,] что (Бог) не делал в него работу, как в другие дни. И сказанное им верно для верующих в это, поскольку постижение этого не доступно чувствам человека.
А истина [состоит в том], что благословение в Шаббат — это источник благословений, и это основа мира. «И освятил его» — поскольку будет черпать из святости. И если поймёшь слова мои эти, познаешь то, что сказали в Берешит Раба (Берешит Раба 11, 9; имеется в виду следующий мидраш: Учил раби Шимон бен Йохай: «Сказала Шаббат (слово “Шаббат” на иврите — женского рода, прим. переводчика) перед Святым, благословен Он: «Господин мира, у всех [дней недели] есть пара, [а] у меня нету пары». Сказал ей Святой, благословен Он: «Собрание Израиля будет тебе парой». Когда стояли Израиль перед горой Синай, сказал им Святой, благословен Он, помните то, что сказал я Шаббат: «Собрание Израиля будет тебе парой». И это сказанное (Шмот 20:8): «Помни день субботний, чтобы освящать его (слово «освящать» — «лекадеш» на иврите, означает также и «брать в жёны», прим. переводчика). Поскольку нет у него пары». И то, что сказали ещё: «Община Израиля будет тебе парой». И поймёшь, что в Шаббат действительно есть дополнительная душа.
«И собрал Моше всю общину сынов Израиля» (Шмот 35:1) — община Израиля и Шаббат неотделимы друг от друга, и одно не может существовать без другого. Само существование еврейского народа сегодня является результатом соблюдения Шаббата. Именно поэтому мидраш, который приводит Рамбан, уподобляет взаимоотношения народа Израиля и Шаббата — взаимоотношениям мужа и жены. Если народ Израиля будет хранить верность Шаббат, то и Шаббат будет верна ему.
Среди людей, вновь возвращающихся к иудаизму, есть те, кто относятся к Шаббату как ко дню исключительно духовному. Дню, который должен быть целиком посвящён изучению Торы и молитве. Но это не совсем то, что имела в виду Тора.
Известно, что члены отколовшейся от иудаизма секты караимов, считают, что весь Шаббат нужно проводить, сидя в темноте, и есть только холодную пищу. Отрицая Устную Тору, они трактуют сказанное в Письменной Торе (Шмот 35:3): «Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний» буквально, то есть как абсолютный запрет на любое использование огня в Шаббат.
Устная Тора, которой придерживаемся мы, разъясняет, что запрещён лишь сам акт зажигания огня, но использование огня, зажжённого перед Шаббатом, не возбраняется. Чтобы подчеркнуть это, в канун Шаббата нам предписано зажигать свечи, которые бы светили нам в Шаббат, а также оставлять на огне пищу, чтобы в Шаббат мы могли есть горячее.
Мы говорим в субботней молитве: «Возрадуются Царству Твоему хранящие Шаббат и называющие его наслаждением» (Молитва Шаббат). Радость — это основа Шаббата.
Порядок проведения шабата
Шаббат начинается перед заходом солнца, когда хозяйка дома, мать семейства, зажигает субботние свечи. Мудрецы говорят (Зоар Берешит 2, 198, Танхума Ноах 1), что, зажигая свечей, женщины исправляют грех первой женщины — Хавы, которая, убедив мужа вкусить от Древа познания, по словам книги «Зоар»: «Потушила свечу мира».
Мужчины тем временем идут в синагогу, где принимают Шаббат, как принимают дорогого гостя, и благословляют Всевышнего за то, что он одарил народ Израиля этим бесценным даром.
После молитвы вся семья собирается за празднично накрытым субботним столом, ломящимся от угощений, где, до того как начать трапезу, глава семьи приветствует ангелов, незримо присутствующих за столом. Затем наступает черёд песни «Эшет Хаиль», отрывка из книги «Мишлей» (Мишлей 30:1031), прославляющего добродетель еврейской женщины. Следующие, к кому обращается отец семейства, — это дети. Отец произносит сыновьям и дочерям благословение, которое дал праотец Яаков своим внукам, сыновьям Йосефа, родившимся в Египте (Берешит 48:20). Благословляя сыновей, он желает им уподобиться Эфраиму и Менаше, а дочерям желает уподобиться праматерям Саре, Ривке, Рахели и Лее.
И только после того, как человек привёл свой личный мир к полной гармонии — восславил Всевышнего и поприветствовал Его ангелов, поблагодарил жену и благословил детей, — только теперь он готов начать праздничную субботнюю трапезу с благословения на вино.
Как отмечают наши мудрецы (Брахот 40а), вино символизирует плод Древа познания. Это напиток, с помощью которого человек способен как возвыситься до недосягаемых вершин, так и пасть в глубочайшую пропасть. Произнося благословение на вино, освящающее Шаббат, мы используем напиток греха, которым змей совратил первых людей и отдалил их от Всевышнего, чтобы освятить человека и вновь приблизить его к Творцу.
Теперь пришла очередь благословить хлеб — субботние халы — и начать трапезу. Изгнанный из райского сада первый человек был проклят тем, что отныне ему придётся «в поте лица есть хлеб свой» (Берешит 3:17). В Шаббат, когда мы не прикладываем усилия, чтобы добывать пропитание, хлеб символизирует собой отмену проклятия.
Шабат возвращает мир к первоначальной гармонии
Тот, кто соблюдает Шаббат, возвращает мир к той гармонии, которая царила в нём до грехопадения первого человека. В Шаббат мы живём в мире, исполненном гармонии.
«Шаббат — душам удовольствие. [День] седьмой — духу наслаждение и сердцам блаженство» (Пиют «Йа Эхсоф») — так пишет в сочинённом им субботнем пиюте рабби Аарон из Карлина, один из выдающихся учителей хасидизма в Белоруссии.
Я хотел бы предложить каждому еврею, читающему эти строки, хотя бы однажды на собственном опыте испытать, что такое настоящий Шаббат. Неважно, где вы живёте — в Москве, Израиле или любой другой точке мира. Оставьте ваши заботы всего лишь на один день и проведите Шаббат среди соблюдающих евреев: в синагоге, ешиве, хасидском дворе или просто в ортодоксальной еврейской семье. Почувствуйте настоящий вкус Шаббата, который всегда являлся «цементом», скрепляющим «здание» еврейского народа.
«Милосердный, Он даст нам в наследие бесконечный день Шаббат и отдых на вечную жизнь» (Биркат Амазон), — говорим мы в субботнем благословении после трапезы.
Времена машиаха и грядущий мир — это время наступления вечного Шаббата. Соблюдая заповедь Шаббата, мы исправляем грех первого человека, возвращаем этот мир к его первородному состоянию и приближаем грядущее Царство Всевышнего.