Среди танцев и веселья мы понимаем, как близок нам Создатель
Есть любопытное описание праздника Симхат Тора:
«На восьмой день да будет у вас праздничное собрание (ацерет)» (Ваикра 23:36).
Мидраш объясняет: Б-г так сказал Израилю: «Я задерживаю [задержитесь — ацру] тебя у Меня». Царь пригласил своих детей на пир, продолжавшийся несколько дней. Когда настало время уходить, он и говорит: «Сыновья мои, пожалуйста, останьтесь со мной ещё на один день. Мне тяжело расставаться с вами и переживать ваш отъезд. Мы только что прошли через Рош ѓа-Шана, Йом Кипур и Суккот. Я вынес вам приговор, прощал вас и защищал Облаками Славы. Я не хочу так скоро отпускать вас. Останьтесь со Мной ещё на один день».
В дне Симхат Тора есть что-то очень похожее. После торжественных празднований столь многих событий, Б-г просит задержаться с Ним ещё на один последний день: «Только Я и ты».
Никаких особенных действий — нет шофара, нет Суда, нет сукки, нет лулава. Давайте оставим всё это и проведём ещё один день вместе: «Только Я и ты».
На самом деле, большинство праздников связаны со всем человечеством: в Грозные Дни Б-г судит весь мир, в Суккот мы приносим жертвы в Храме ради благополучия всех людей и народов. Но не в Симхат Тора. В этот день Сам Б-г просит нас остаться с Ним наедине. Никто, кроме Него, только мы вдвоём.
Как мы празднуем наш особый день близости к Всевышнему? От всего сердца принимая Его особый дар еврейскому народу, мы держим в руках Свиток Торы и танцуем с ним.
Но почему мы празднуем Радость Торы в этот день? Разве мы не получили Дар Всевышнего на празднике Шавуот, который устраивается в честь Синайского Откровения в месяце Сиван?
Почему, напротив, мы празднуем Радость Торы в конце года?
А ответ прост: мы потеряли Тору, которую получили в Шавуот. Когда Б-г дал Откровение Моше рабейну, пророку пришлось задержаться на вершине ещё на 40 дней, в которые Создатель учил его Торе, а Моше должен был передать Его учение всему народу. Он спустился с горы и увидел, как группа евреев веселится в танце поклонения Золотому Тельцу: эта часть народа оказалась безразличной к Великому Событию — дарованию Торы на горе Синай. Потрясенный увиденным, Моше с горечью в сердце разбил Скрижали Завета, уничтожив таким образом первый «брак» с Б-гом. Мы потеряли Тору, которую недавно обрели; мы не смогли оправдать возложенные на нас надежды.
В следующие 40 дней Моше вновь возвращается на вершину. Он просит Б-га не стирать его народ с лица земли и проводит там ещё 40 дней, и получает Вторые Скрижали Завета. Наконец, Моше спускается к народу в Йом Кипур, в день, когда Б-г окончательно прощает Свой народ. Это и есть та Тора, в память которой мы устраиваем празднование Симхат Тора.
Таким образом, в еврейском календаре есть две даты, в которые отмечается праздник дарования Торы — Шавуот и Симхат Тора.
Синайское Откровение: ошеломляющий опыт и всенародное достояние!
На Шавуот мы встречаем Тору, которую впоследствии потеряли.
Зачем праздновать потерянное? – спросите вы.
Затем, что на горе Синай произошло событие, которое никто никогда не забудет.
Вс-могущий сошёл на землю во всей Его Славе. Мир, всё творение застыло перед потрясающим величием присутствия Творца.
И весь Израиль безмолвно стоял, в ужасе, потрясённый до глубины души.
Мы умоляли Моше выступить посредником между Б-гом и нами:
«И сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое, и голос Его слышали мы из среды огня. В этот день видели мы, что Бог говорит с человеком, и тот остается в живых. Ибо кто такая плоть, которая бы слышала глас живого Бога, говорящего из среды огня, как мы, — и осталась жива? Подойди же ты и слушай все, что скажет Господь, Бог наш, и ты перескажешь нам все, что будет говорить тебе Господь, Бог наш, и мы будем слушать и исполнять (Дварим 5:23, 24)
Это был необыкновенный, ошеломляющий опыт, который мы, как народ, а также и весь мир, никогда не забудем!
Сегодня многие празднуют Шавуот, в течение всей ночи, изучая Тору.
Кто сможет уснуть накануне землетрясения?
Но в Шавуот мы не спрашиваем себя, храним ли мы Тору, данную нам.
Ибо Тора, данная на горе Синай — эта не та Тора, которая у нас есть сегодня. Откровение есть величайшее всенародное достояние, которое когда-либо происходило с нами, однако нам не удалось оправдать Его ожидания.
Личная Тора
В отличие от праздника Шавуот, в Симхат Тора мы не отмечаем дарование Торы; мы празднуем нашу личную Тору. Б-г дал нам Вторые Скрижали, так как считал нас достойными получить их. Он буквально днями простил нас в Йом Кипур и снова решил принять Свой народ. Теперь в руках наших Тора, которую Б-г доверил нам, и вот почему мы радуемся, веселимся и танцуем, держа свиток Торы в своих руках.
Каждый еврей из синагоги делится своей радостью со всеми; танцует с любимым свитком Торы в руках, ибо каждый призван внимать ее стихам и заповедям.
Любой, испытавший подобное чувство, знает, что это его частный, личный опыт, и, потому что вас окружает множество счастливых людей, вы, тем не менее, можете почувствовать себя наедине с самим собой. Вы теряетесь в безбрежной массе народа, с волнением ощущая, что эти люди, как и вы, испытывают похожие чувства, ибо присутствие каждого лично создает эту радостную компанию.
Когда мы танцуем на Симхат Тора, мы празднуем нашу личную связь с Торой. Мы ощущаем себя органом великого тела народа Израиля, но в то же время мы чувствуем свою личную привязанность к Творцу. Это не только Тора народа израильского, но моя личная Тора. И каждый из нас, поднимая в руках свиток Торы, празднует свою личную встречу с Божественной мудростью. Ибо каждому Тора и Б-г открываются по-своему.
У каждого свой путь в жизни, своя история о том, как Тора пришла в его жизнь и судьбу и как он стал тем, кого мы видим перед собой сегодня.
Своя история о том, как Тора стала его судьбой …
Семья моего деда приехала в США из Украины в начале ХХ века. Мой дед был одним из одиннадцати детей в религиозной еврейской семье. Они поселились в Филадельфии. В истории большинства американских семей, повторяемой более 2 миллионов раз, детей, как правило, отправляют в государственную школу, где они становятся обычными «американизированными» подростками и быстро теряют большую часть привычных религиозных обычаев.
Все… кроме моего деда. Почти сто лет назад местный раввин убедил своего отца отправить сына Авраама в ешиву города Нью-Йорка. Прибыв в столицу в подростковом возрасте, в первый день перемирия, в 1918 году, он оказался в доме, который станет в будущем Ешивой-Университетом. Он продолжал работать над тем, чтобы обрести раввинскую смиху, как его сын и внуки.
Каждого из нас коснулась Тора и изменила его жизнь и судьбу, благодаря чему мы стали теми, кто мы есть. Ибо Тора — это мы все и каждый — в отдельности, со своей личной судьбой. Ни у кого нет монополии на обладание Божественной мудростью. Это та мудрость, с которой мы учимся и возрастаем духовно, признавая её личное обращение к каждому человеку и общее послание ко всем нам. Коль скоро мы танцуем в Симхат Тора, мы тем самым подтверждаем факт, что наша душа прошла очищение и возвышение в Йом Кипур.