«Сказал Моше: ешьте его сегодня, ибо шаббат сегодня для Б-га» (16:25).
Закон о трапезах в шаббат выучивается из этой фразы (Шаббат 117 б). Но нельзя забывать: в ней подчеркивается, что шаббат принадлежит Б-гу. Тора была дарована в шаббат (Шаббат 86 б): «Запрещено искать предметы и делать привычное… буду размышлять над Торой Б-га и стану мудрее».
Следующая история говорит о том, с каким усердием нужно учиться в шаббат, и как следить за тем, чтобы эта учеба не была нарушена. В
прошлом в Йемене было принято собираться после молитвы в доме одного из членов общины. У каждого была своя очередь, если только у кого-либо не наступал семейный праздник, и тогда все шли радоваться вместе с ним. Каждый приносил с собой небольшой подарок – либо фрукты и бобы, либо булочки и конфеты, либо напитки. Каждый благословлял в свой черед, и все отвечали «амен», чтобы выполнить обязанность произносить сто благословений в день. Затем начинали петь одну из песен главного поэта йеменской диаспоры – б-жественного каббалиста раби Шалома Шабзи. Это были песни устремления и жажды избавления и земли Израиля; песни любви к Творцу и радости. У каждой песни была своя мелодия. Один из собравшихся пел, а остальные отвечали вслед за ним с радостью заповеди и от чистого сердца. Счастлив народ, у которого такое, счастлив народ, у которого Б-г Всесильный! Каждый шаббат в полдень раби Йехия Ицхак а-Леви, главный раввин и глава суда в йеменской диаспоре, выходил обойти еврейскую улицу и проследить за тем, чтобы люди закончили петь и пошли отдыхать – чтобы затем они смогли встать вовремя для занятия Торой в синагоге, и не было бы никаких помех для учебы. Пусть заповедь «ешьте сегодня» не станет помехой для окончания этой фразы: «Ибо шаббат сегодня для Б-га».
В Шулхан Арухе (290:2) постановлено: «Даже трапезу шаббата, которая является заповедью, запрещено продлевать до учебных часов изза пропуска в изучении Торы». Отсюда рав Шалом Туви сделал вывод о том, что нужно сокращать застолья, установив для них длительность в полтора часа. Его аргумент состоит в том, чтобы не взваливать тяжкую ношу на хозяина дома и не вносить разлад в порядок учебы в святой шаббат. Ведь нет ничего более важного, чем изучение святой Торы. Каждый день мы просим в утренней молитве и умоляем: «Отец наш, Отец милосердный… вложи в сердца наши понимание, чтобы понять, уразуметь, услышать, изучить и преподать, соблюсти, сделать и исполнить все слова, изученные в Торе Твоей, с любовью».
У нашего учителя, «законодателя поколения» гаона раби Моше Файнштейна это вызывало удивление: допустим, «изучить» — каждый из нас стремится ежедневно осваивать определенный объем знаний. Но что значит «преподать»? С каких это пор большинство из нас превратилось в преподавателей? На это он сам и отвечал: действительно, все мы – «преподаватели». Мы преподаем другим уроки своим поведением. Наши поступки и образ жизни, речь и действия оказывают влияние на окружающих в лучшую или в худшую сторону.
Наш учитель добавлял, что таково в сущности объяснение Мишны (Авот 4:2): «Заповедь влечет за собой заповедь». Мало того, что выполнение нами одной заповеди способно привести нас к исполнению другой, но также одна наша заповедь или правильное поведение может вызвать исполнение заповеди другим человеком. Твоя заповедь влечет за собой заповеди других! Каждый человек должен знать, что является частью общества, а оно влияет как в лучшую, так и в худшую сторону. Если увидят, что человек учится, то и другие будут учиться у него и сами займутся Торой. Увидят, как педантично он соблюдает заповеди, оберегает свою речь, проявляет честность в торговле, спокойно ведет себя в общении и разжимает руку, подавая милостыню, — и сами начнут поступать так же. Получится, что он прибавляет заслуг и себе, и им. Рав Файнштейн написал (Дараш Моше), что об этом и сказано в Гмаре (Йома 86 б): «Когда индивидуум раскаивается, прощают и ему, и всему миру». Ведь раскаяние одного способно повлиять и на остальной мир. Наш учитель в детстве был удивительным мальчиком. Больше всех игр он любил шахматы, в которых побеждал всех соперников – и взрослых, и детей. Он был сосредоточен, обладал блестящим талантом и просматривал наперед разные ходы среди всего диапазона вариантов.
Однажды мать увидела, как он взял клетчатую шахматную коробку, встал на стул и засунул игру в дальнюю часть шкафа. «Что ты делаешь?» — спросила она своего восьмилетнего сына. «Все, — заявил он решительно, — я завязал с шахматами!» «Почему?» — удивилась она. Ей было известно, как сильно он любил играть, и как часто побеждал. Он спустился со стула и ответил: «Мама, ты знаешь, сколько сил я трачу на игру? Сколько концентрации она требует, сколько размышлений? Мне жаль тратить себя на бесполезную игру. Я хочу принести эти силы для святой Торы».
«Но и играть тоже нужно! – воскликнула мать, — известно, что Виленский Гаон объяснял, что Тора приобретается «малой беседой и малым смехом» (Авот 6:6), говоря, что нужно немного беседовать и немного играть».
«Конечно! – сказал восьмилетний ребенок, — но я буду делать это с более легкими играми, не требующими такого умственного напряжения».
Он нашел такую игру. Есть правило (Йоре Деа 245:11), что преподаватель должен обучать детей днем и немного ночью, чтобы воспитать в них желание учиться днем и ночью. После завершения учебы ребята собирались во дворе у Файнштейна и загадывали друг другу загадки по темам, пройденным за день: где упоминается определенное слово в тексте, где мы видим то или иное… Это несложная игра, и даже если приходится напрягать ум, это считается заповедью.