В нашей недельной главе Всевышний обращается к Моше со словами: «Взойди на эту гору… И умри.., как умер Аарон, брат твой». Что означают слова «как умер Аарон, брат твой»? Поясняет Раши: «Такой смертью, какую ты видел и возжелал». Речь идет о так называемой смерти «нешика» (смерть поцелуем), которая является самой легкой из смертей. В трактате Брахот сказано, что праведник должен постоянно молиться, чтобы умереть именно такой смертью.
На первый взгляд, непонятно, почему Моше было так важно умереть именно этой смертью, ведь этот великий праведник никогда не задумывался о себе. Более того, непонятно, для чего Тора сообщает нам об это желании. Также непонятно, почему Талмуд предписывает праведнику постоянно молиться о том, чтобы умереть этой смертью.
Чтобы ответить на эти вопросы, приведем слова Талмуда в трактате Брахот (8а).
Там сказано, что есть в мире 903 вида смерти, самая легкая из них смерть «нешика» (поцелуй), а самая тяжелая – смерть «аскера». Продолжает Талмуд: «Смерть нешика настолько легка – как вынуть волосок, упавший в молоко, а смерть аскера настолько тяжела – словно вытащить клубок шерстяных ниток из колючек».
Этими словами мудрецы показывают нам, в чем заключается разница между этими двумя видами смерти. При смерти «нешика» душа выходит с легкостью, поскольку нет ничего существенного, что связывало бы ее с окружающей материей (подобно волоску, у которого нет существенной связи с молоком, в котором он находится). При смерти «аскера» же, наоборот, душа сильно связана с материей, и поэтому ей стоит огромного труда с ней расстаться (подобно извлечению шерстяного клубка из колючек).
Именно этого желал Моше – чтобы его душа была полностью связана с Творцом, и ничего бы не связывало ее с окружающей материей.