«А Моше приблизился к туману, в котором пребывал Всесильный»
Ваикра (20:18)
В этой недельной главе мы учим, как народу Израиля было заповедано разместиться вокруг скинии, а на следующей неделе наступит праздник Шавуот, в который мы будем переживать предстояние у горы Синай. Удивительную мысль на эту темы мы нашли в книге «Хаей Олам»: события у горы Синай были чем-то вроде временного храма для пребывания Славы Б-жьей.
Единая линия связывает нашу главу с Шавуот: это нисхождение Шхины к народу Израиля – как у горы Синай во время дарования Торы, так и в скинии, и в храме.
Чудесно, но здесь-то мы и подходим к главному открытию. Вот что говорится в Мехильте, слова которой приводятся в Ялкут Шимони: «»А Моше приблизился к туману, в котором пребывал Всесильный». Кто помог ему в этом? Его смирение! Как сказано: «А человек этот, Моше, скромнее всех людей, что на поверхности земли». Писание сообщает, что с каждым, кто скромен, в итоге будет пребывать Шхина на земле, как сказано: «Так сказал Высокий и Превознесенный, обитающий вечно, свято Имя Его: в вершинах святых буду обитать, но и вместе с подавленным и низким духом» (Ишайя 57:15). И сказано: «Вот на кого посмотрю: на бедного и увечного духом», и сказано: «Жертвы Всесильному – дух сокрушенный».
Наши учителя уже сказали, что как поднимался Моше Рабейну на гору Синай, так и заходил он в любое время в шатер откровения. По словам Мидраша, это было возможно, поскольку он был колесницей для Шхины благодаря своему смирению.
Есть обычай в народе Израиля – украшать синагоги и квартиры зелеными ветками и цветами в Шавуот. Украшение синагог понятно, поскольку это чертоги Торы и трепета, и как цветы покрыли Синай, так они расцветают у нас в праздник дарования Торы. Но зачем делать это в домах?
Потому что дома, даже если это и не гора Синай, подобны обители Шхины. «Муж и жена, если удостоились, – Шхина между ними». И чем же они удостаиваются пребывания Шхины в доме? Истинным смирением и взаимными уступками.
Корень всякого упрямства лежит в гордыне, а корень уступчивости – в смирении. Когда упрямство торжествует, «огонь поедает тебя». И это не огонь с Синая, который приходит свыше, а огонь ссор и соперничества, огонь распрей, адский огонь, да спасет нас Милосердный. Превратим же наши обители в место пребывания для Шхины, в цветущий райский сад, в источник света. Сделаем это со смирением и уступчивостью, откроем новый лист, стирая всякую недоброжелательность, со светлым лицом и терпимостью.