По делу о террористической атаке на почве расовой ненависти в синагоге в Калифорнии ведется следствие на самом высоком уровне – ситуацию контролирует лично Президент США Дональд Трамп. «Мы доберемся до сути», — написал он в своем Twitter.
Постоянно открываются все новые детали. Например, стало известно, что, когда террорист застрелил Лори Гилберт Кей, заслонившую собой раввина, рав Исроэль Гольдштейн оказался с убийцей лицом к лицу и немедленно закрыл руками дуло винтовки. Он кричал изо всех сил: «Уведите детей! Спрячьте в соседнем здании!» А негодяй продолжал стрелять – и у рава Исроэля пулями оторвало два пальца. И все же было выиграно несколько секунд. За это время один из прихожан, отставной офицер американской армии, сумел обратить начинающего террориста в бегство.
Потрясающе то, что даже перед лицом смерти мирные евреи не утратили самообладания, стараясь защитить своих близких и детей, своего раввина.
Сегодня Дональд Трамп позвонил раввину Гольдштейну в больницу. Американский лидер с большим уважением и теплотой говорил собеседнику о своей любви к иудаизму и Израилю, о стремлении к миру.
Позже в беседе с журналистами раввин отметил, что несмотря на ранение, после того, как убийца был задержан, он продолжил молитву вместе с членами своей общины за стенами синагоги. Гольдштейн заявил, что никакой террор не в состоянии запугать американских евреев. Он уверенно сказал: «Нас не победят».
«Террор не победит, — говорил он. – 70 лет назад, во время Холокоста, в нас так и стреляли — в упор. Я хочу, чтобы наши американские братья понимали: мы не позволим подобному повториться здесь — ни в нашем родном городе, не в Сан-Диего и нигде в Соединенных Штатах».
Очевидцы продолжают рассказывать подробности событий в синагоге. В беседе с корреспондентом местного издания San Diego Union Tribun один из них сообщил, что инцидент начался в 12-м часу дня по местному времени. 60-летняя Лори Гилберт Кей стояла неподалеку от бимы — возвышения, на котором обычно читают Тору. И когда раздался выстрел, она успела загородить собой раввина Исраэля Гольдстейна, который основал эту синагогу в 1986 году. От тяжелого ранения она скончалась.
Раввин Гольдстейну, пулями оторвало два пальца, но он не потерял самообладания, не покинул своего места и, когда террорист сбежал, все еще старался успокоить людей в синагоге.
Один из очевидцев рассказал в эфире FoxNews, что в начале прозвучало 6 выстрелов, потом на короткое время стрельба стихла – и снова раздалось 5 или 6, и еще после короткого перерыва 1. Беспорядочная стрельба велась из автоматической винтовки М-15, которой был вооружен 19-летний Джон Эрнест.
…Лори Гилберт Кей загородила раввина от пуль и погибла, 8-летняя Ноя была ранена на руках дяди, когда он пытался вытащить ее и других детей из этого ада. И он тоже получил ранение в ногу. Раввин потерял пальцы, но выиграл хоть немного времени и, очевидно, своей непоколебимостью повлиял на сознание убийцы. По данным полиции, могли быть куда более тяжелые последствия, если бы на месте не оказался бывший военный. В конце концов, террорист трусливо сбежал и вскоре был задержан.
«Это человек с ненавистью в сердце, ненавистью к еврейской общине», — сказал мэр города Пауэй Стив Ваус.
Так что же представляет собой Джон Эрнест, открывший огонь в синагоге ХАБАДа? С 4 лет он учился музыке. Получив среднее образование, изучал медицину – даже был отличником медицинского факультета Калифорнийского университета. Не имел судимости и не поддерживал связей с экстремистскими организациями. Жил вместе с родителями – вполне добропорядочными американцами…
Вроде бы по логике вещей это должен быть мирный интеллигентный человек. И тем не менее, он уже побывал в поле зрения полиции в связи с поджогом мечети. В его сознании «враги европейской расы» – «евреи и прочие иноверцы».
В пространном манифесте из 4000 слов, опубликованном за несколько часов до того, как направиться в синагогу, Эрнест написал: «Если бы полгода назад мне сказали, что я способен на такое, сам бы не поверил». А «вдохновила» его на этот шаг, по признанию, бойня, устроенная Брентоном Таррантом в мечети Новой Зеландии.
«Таррант стал моим кумиром и примером для подражания», — откровенничал в интернете неонацист. Упомянул он и о бойне в синагоге Питтсбурга, когда 48-летний антисемит Роберт Боуэрс убил 11 евреев.
Эрнест хвастался, что это он совершил поджог мечети Дар аль-Акрам в Калифорнии и он же написал аэрозольной краской: «Это для тебя, Брентон Таррант!»
В манифесте начинающий убийца пишет, что ненавидит евреев и их «покровителя Трампа, предавшего интересы белых американцев», а затем подробно расписывает суть своей ненависти к евреям, обвиняя их в «Холокосте европейской расы».
«Как убийство евреев помогает сохранению нашей расы? –пытается рационализировать свою расовую ненависть молодой неофашист. И отвечает так: «Каждый еврей в ответе за это («Холокост европейской расы»), они действуют как единое целое, их преступления бесконечны, они пьют нашу кровь, используя СМИ и банки, загоняя нас в долги и финансируя мировое зло».
Ирнест объясняет, что во имя своей столь высокой цели – ведь он спаситель! — он «с радостью пожертвовал своей репутацией примерного гражданина»: «Что значит эта репутация в сравнении с очищением от зла и спасением европейской расы?!» — пафосно восклицает он.
Американские СМИ сообщают, что Эрнест изначально собирался транслировать бойню в синагоге в прямом эфире Facebook — как это сделал его «кумир из Новой Зеландии», однако технически не смог организовать онлайн.
По словам очевидцев, он был вооружен автоматической винтовкой М-15 и хорошо позаботился о собственной безопасности: на нем были бронежилет и каска. После стрельбы он пытался сбежать, выбежал из синагоги, но, когда прогремел выстрел в сторону его машины (стрелял находившийся на молитве сотрудник службы безопасности), он тут же остановился и послушно поднял руки вверх.
«Умирать за идею он был не готов», — иронично прокомментировал один из очевидцев.
Вскоре после этого шериф полиции Сан-Диего Билл Гор заявил о задержании террориста.
Дональд Трамп написал в Twitter о задержании подозреваемого и поблагодарил правоохранительные органы за оперативные действия, выразив слова поддержки еврейской общине.