Определение
Этим термином в наши дни называются евреи, которые выросли в нерелигиозной семье и воспитывались в нерелигиозной системе образования. Такие евреи не несут ответственности за нарушение законов Торы.
Источник этого закона
Буквальный перевод термина «тинок ше-нишба» – плененный ребенок. В Талмуде (Шабат, 68 б) приводится следующий закон:
Еврейский ребёнок, который был взят нееврями в плен и вырос среди них, должен принести в жертву всего лишь одного барашка за все многочисленные субботы, которые он нарушил. И это по следующей причине: поскольку он совершенно не знает законов Торы, не знал об обязанности соблюдать субботу
Основываясь на этих словах Талмуда, пишет Рамбам (Законы восстающих, 3, 3), что законы об апикойресе относятся только к тому, кто сам отклонился от истины, однако его дети и дети его детей не попадают под эти законы. Поскольку они с самого рождения впитывают ложное мировоззрение и слышат неверные идеи, они считаются принужденными к этим ложным идеям как «тинок ше-нишба».
Рамбам добавляет, что даже если пленённый ребенок освободился, узнал, что он еврей и услышал законы Торы, у него остается статус «тинок ше-нишба». Причина этого основывается на психологическом правиле: тому, кто с детства привык мыслить определенным образом, весьма непросто изменить образ мыслей.
«Тинок ше-нишба» в наши дни
Хазон Иш (Йоре Деа, 1, 6) считает, что те евреи, которые выросли в нерелигиозных семьях и получили нерелигиозное образование, считаются «тинок ше-нишба».
Хазон Иш аргументирует такой статус следующим образом: «мы предполагаем, что такой еврей, если ему объяснят истину и будут стараться подобающим образом приблизить его, не будет упорствовать в своих ложных мыслях». Добавляет Хазон Иш: «однако тот, кого старались приблизить к Торе подобающим образом, и, несмотря на это, отказался приблизиться, уже не считается «тинок ше-ниба».
Что считается «пытались приблизить подобающем образом»?
Хазон Иш пишет: невозможно дать общее правило, чтобы установить, что является «старание подобающим образом» – каждого нужно судить в соответствии с его личным положением и его личными обстоятельствами.
Нет никакого сомнению, что тот еврей, который понял истину иудаизма и начал соблюдать законы Торы, а потом отдалился, уже не имеет статус «тинок шенишба».