Существуют три короны: корона Торы, корона священнослужения и корона царства
Пиркей Авот
Вот что говорится об этом (Йома 72б): «Есть три короны: жертвенника, стола и арон а-кодеш (Ковчега Завета). Корону жертвенника (священнослужения) удостоился получить Аарон, как сказано: “И будет ему и его потомству союз священнослужения навеки”. Корону стола (царства) удостоился получить Давид, как сказано: “Потомство его пребудет вовеки, и престол его, как солнце, предо Мной, как луна, будет существовать вечно, и свидетель верный на небесах. Воистину!” (Теилим 89:37–38). Корона арон а-кодеш (Торы) доступна каждому еврею. Кто хочет, может взять ее, как сказано: “Тору заповедал нам Моше, наследие общине Яакова”. Быть может, ты скажешь, что корона Торы менее значима, чем две другие? Сказано: “Мною (Торой) цари царствуют… мною правят правители” (Мишлей 8:15–16)». Еще сказали мудрецы (Орайот 13а): «Даже мамзер, если он изучает Тору, стоит выше, чем первосвященник, который Торы не знает». И так это разъясняет Рамбам[1]. Намеком на вышесказанное является то, что при описании стола и жертвенника сказано: «И сделай ему золотую оправу», а про Ковчег сказано: «И сделай на нем золотую оправу вокруг» – она на нем для всех.
Рассказывается (Йома 71б): «Учили мудрецы: один первосвященник вышел на исходе Йом Кипура из Храма и встретил Шмайю и Автальона (которые были прозелитами, из потомков Санхерива (Гитин 57б), и являлись одними из величайших мудрецов в еврейском народе). Когда евреи увидели Шмайю и Автальона, они оставили первосвященника и пошли встречать великих мудрецов. Затем Шмайя и Автальон подошли к первосвященнику, чтобы получить у него разрешение отправиться домой. Первосвященник, который обиделся на то, что, когда они появились, народ пошел к ним, сказал им презрительно: “Пусть идут сыны племен с миром”. Ответили ему Шмайя и Автальон: “Пусть лучше пойдут с миром сыны племен, которые поступают, как Аарон, который любил мир и преследовал его. И пусть не идет с миром сын Аарона, который не поступает так, как его праотец”». И Всевышний одобрил то, что евреи пошли встречать Шхину – величайших мудрецов поколения Шмайю и Автальона, и предпочли их первосвященнику. Они выполнили сказанное (Орайот 13а): «Даже мамзер, если он изучает Тору, стоит выше, чем первосвященник, который Торы не знает», как сказано: «Она (Тора) дороже жемчуга (пниним)» – первосвященника, который заходит внутрь Святая Святых (это называется лифнай велифним, что созвучно с пниним) Храма. Нет ничего выше Торы, как сказано: «И ни одна вещь не сравнится с ней» – даже исполнение заповедей не сравнится с изучением Торы[2].
[1] Алахот талмуд тора, глава 3, алаха 1 и далее.
[2] Иерусалимский Талмуд (Пеа 1).
[3] Трума, глава 33, пункт 3.
[4] И так написано в книге «Авот а-Рош» (глава 41).1