В иудаизме очень многое говорится о росте. Когда мы допускаем ошибки, нужно не просто принять этот факт и идти дальше, а работать над их исправлением. Этот процесс называется тшува, что часто переводят как «раскаяние», но на самом деле слово означает «возвращение» — возвращение к нашей истинной сущности, возвращение к Богу. В еврейском календаре даже есть специальный месяц, посвященный тшуве — месяц Элул, предшествующий осенним праздникам.
Я помню один Элул, восемь лет назад, когда я только-только вернулась в Нью-Йорк после того, как провела в Израиле целый год. В течение него мне была предоставлена возможность углубиться в изучение Торы, что подтолкнуло меня задуматься о своем месте в этом мире, о соблюдении заповедей и о том, что у каждого из нас свой уникальный путь в служении Всевышнему. МНогочисленные занятия, которые я посещала, помогли мне прийти к выводу, что, хотя я никогда не смогу разобраться с экзистенциальными загадками этого мира, все же в моих силах жить правильной и искренней жизнью, будучи религиозной. В общем, это был год, изменивший мою жизнь, который во многих отношениях был, скажем так, одним длинным-предлинным Элулом.
И когда по возвращении я сидела на своей кровати в колледже, посреди шума и суеты Нью-Йорка, мне очень хотелось, чтобы наступивший Элул ничуть не уступал по значимости тому, который я пережила в Израиле. И тогда я начала составлять список. Список всех моментов, над которыми я хотела бы поработать, например, черт характера, которые мне стоило улучшить. Постепенно этот список становился все длиннее и длиннее и включал в себя все больше и больше нюансов. Фактически я провела полный самоанализ, как советуют наши мудрецы, но при этом все же продолжала ощущать, что что-то не так.
Но что?
Даже сейчас, когда я вспоминаю этот список восемь лет спустя, все мое тело охватывает чувство страха и вины. Я думаю о том, чтобы вернуться в то время и поговорить с собой о том, как мне лучше произвести все эти изменения, с чего начать и т.д.
Моя тшува в том Элуле почти восемь лет назад была нездоровой формой тшувы. Не поймите меня неправильно, конечно, мои намерения были прекрасны, и, по словам наших раввинов, мы должны честно признаваться себе в своих недочетах. Но в моем раскаянии чего-то не хватало, чего-то было недостаточно в этом процессе возвращения, который, по идее, должен наполнять энергией и жизненной силой.
Элул может быть периодом, который морально на нас очень давит. Мы можем чувствовать себя подавленными и напуганными, когда думаем о приговоре, который Всевышний скрепляет печатью в Йом Кипур — кто будет болен, а кто здоров, кто будет богат, а кто будет беден, кому жить, а кому умереть. Это довольно тяжело.
Но этот месяц и следующие за ним осенние праздники напоминают нам о нашей смертности, о том, что в этом мире все временно. Мы задумываемся обо всех тех вершинах, которых все еще хотим достичь, находясь в этом мире. Процесс тшувы подчеркивает разрыв, который существует между тем, кто мы есть и кем мы хотим быть, и признание факта наличия этого разрыва может быть болезненным, если не сказать больше.
Возникающие в связи с этим вопросы проигрываются по кругу: почему в этом году я не использовал свое время более продуктивно? Почему я не сделал все, что хотел? Почему я до сих пор так скверно и нетерпеливо отношусь к самым любимым людям в своей жизни? Почему я все еще топчусь на одном и том же месте и пытаюсь исправлять одни и те же моменты?
Преодоление разрыва между тем, кто мы есть и кем мы хотим быть, может показаться непреодолимой задачей. Мы ставим под сомнение свою самодисциплину, настойчивость и выносливость и задаемся вопросом, сможем ли мы когда-нибудь уже преодолеть этот разрыв или каждый год будет повторяться одно и то же, оставляя лишь чувство разочарования в том, что ничего не изменилось.
Так как же сделать, чтоб с наступлением Элула мы действительно осознавали масштаб необходимых работ, но при этом не были парализованы страхом? Какие шаги мы можем предпринять и какие идеи можем включить в свое сознание, чтобы они дали нам необходимую внутреннюю силу для работы над собой и образом лучших себя?
Чтобы встать на путь к восприятию месяца Элул как продуктивного и вдохновляющего, необходимо помнить о следующих концепциях.
Наш Возлюбленный, наш Отец
Во-первых, всегда важно помнить о двух основных аллегориях наших отношений с Богом. Буквы слова Элул — алеф, ламед, вав, ламед — являются аббревиатурой стиха Ани Ледоди Ведоди Ли: «Я принадлежу Возлюбленному моему, а Возлюбленный мой — мне».1 В Песне Песней, откуда взят этот стих, под Возлюбленным подразумевается Всевышний. Говорят наши мудрецы, что любовь Всевышнего к Его творениям настолько велика, что даже самого страшного злодея от любит сильнее, чем мы, люди, любим самого великого праведника. И нам никогда не стоит об этом забывать. Бог безгранично любит нас, Его отношения с нами невероятно близки, и, конечно, Он очень хочет, чтобы мы к Нему вернулись.
А в молитвах Рош а-Шана мы говорим о Боге как о своем Отце. В любых здоровых и нормальных семейных отношениях отец хочет для Своего ребенка только лучшего. Даже когда мы совершаем ошибки, все, чего хочет Всевышний, это чтобы мы вернулись и стали лучше, чтобы показать ему, что мы на самом деле его дети, на которых он всегда возлагал надежды и которые смогли их оправдать.
Если Бог в нас верит, то и мы должны
Помню, как в школе один из моих друзей подписал мне открытку на день рождения примерно следующим образом: «С днем рождения, Хани! Это день, когда Бог решил, что мир больше не сможет существовать без тебя». Какой простой, но глубокий смысл. Бог привел вас в этот мир и дал вам душу. У вас есть своя индивидуальная миссия и цель.
Ваш процесс тшувы должен начинаться с широкого и оптимистичного взгляда на того человека, которым вы хотите быть. А затем приступайте к проработке всех деталей пути к этому идеалу. Подумайте о том, что мешает вам реализовать свой потенциал. Чего вы боитесь? Что вас ограничивает? Какие части вашей личности сбивают вас с толку и влияют на вашу способность достигать цели? Возможно, вы даже захотите создать для удобства схему или диаграмму, чтобы можно было визуализировать процесс достижения ваших целей.
Будьте готовыми падать и подниматься
Вы можете бороться, чтобы достичь своей цели. Вы можете потерпеть неудачу и тогда придется начинать заново. Но важен сам тот факт, что вы пытаетесь. Вот чего ждет Бог. В этом вопросе тшува похожа на интервальную тренировку в масштабе жизни — не надо бояться того, что можно почувствовать усталость, что что-то не будет получаться с первого раза, что между подходами будут перерывы.
Когда все молитвенные службы Йом Кипур подходят к концу, во многих синагогах люди начинают радостно петь и танцевать. Почему? Потому что мы очень рады, что нам была дана возможность возобновить наши отношения с Богом, начать все заново, с чистого листа. И чтобы стать достойными этого ощущения счастья в конце Йом Кипура, нужно сделать навстречу Всевышнему первые шаги — пусть даже они будут маленькими, но они приведут нас обратно к нашему Возлюбленному, нашему Отцу, нашему Создателю.
Так пусть же каждый из нас удостоится почувствовать искреннюю радость от ощущения связи с Всемогущим!
Сноски
- Шир ха-Ширим, 6:3.