Общие сведения
Один из способов сохранить температуру пищи и напитков, чтобы они оставались горячими в субботу, — это укутывание емкости, в которой они находятся. Для такого укутывания в прошлом пользовались птичьим пухом, перьями, песком. Сегодня некоторые используют для этого полотенце, перину, старое пальто или одеяло и т.п. В Талмуде и книгах законоучителей данный способ сохранения температуры пищи и напитков именуется термином «атмана» (на иврите: הטמנה), что переводится как «прятанье».
Атмана может быть двух видов, в отношении каждого из которых существуют свои законы. Один из них – атмана бэ-давар а-мосиф эвель (на иврите:הבל הטמנה בדבר המוסיף) – «прятанье в материал, прибавляющий тепло», т.е. укутывание посуды с пищей или напитком таким образом, что их температура повышается. Такой вид утепления запрещен, даже если его осуществить до наступления субботы. Тем более он запрещен в саму субботу.
Второй вид – это атмана бэ-давар шэ-ло-мосиф эвель (на иврите:הטמנה בדבר שלא מוסיף הבל ) – «прятанье в материал, не прибавляющий тепло», т.е. укутывание посуды с пищей или напитком таким образом, что их температура в лучшем случае может быть сохранена, но никак не увеличиться. Такой вид утепления разрешен, если посуду с пищей или напитком укутать до принятия субботы.
Укутывание кастрюли, стоящей на огне
Кастрюлю, греющуюся на любом источнике тепла запрещено укутать даже до субботы, ибо жар, постоянно исходящий от источника тепла, вместе с укутыванием создает условия, которые расцениваются как атмана бэ-давар а-мосиф эвель.
Исходя из этого, запрещено укутать кастрюлю, находящуюся на крышке другой кастрюли, которая стоит на огне, или на крышке прибора, предназначенного для нагревания воды, который подключен к электричеству, или укутать кастрюлю, греющуюся на работающем радиаторе или батарее центрального отопления.
Однако до наступления субботы разрешено укутать посуду с пищей, находящуюся на крышке горячей кастрюли, которую сняли с огня или на крышке прибора, предназначенного для нагревания воды, который отключен от электричества, или погрузить эту посуду в кипяток, который сняли с огня, или укутать кастрюлю, греющуюся на радиаторе или на батарее центрального отопления после того, как их отключили от источника тепла. Во всех этих случаях речь идет об атмане бэ-давар шэ-ло-мосиф эвель. В саму субботу все эти действия запрещены, т.к. в субботу запрещено даже укутывание, не прибавляющее тепло.
Частичное укутывание
Согласно ряду мнений, укутывание запрещено только в тех случаях, когда оно охватывает значительную площадь посуды и ощутимо влияет на нагревание (в случае атмана бэ-давар а-мосиф эвель) или сохранение (когда речь идет об атмане бэ-давар шэ-ло-мосиф эвель) тепла ее содержимого. Но когда укутывают меньшую площадь посуды, нарушение не происходит. Другие законоучители считают, что запрет распространяется и на такие случаи, когда укутывают даже совсем незначительную часть посуды, в которой содержится пища или напиток. Как в любом вопросе, по которому существуют разногласия законоучителей, каждому нужно выяснить у своего раввина, как следует поступать.
Даже согласно более строгому мнению, разрешено оставлять на субботу кастрюлю с пищей на огне и прибор, предназначенный для нагревания воды, который подключен к электричеству, т.к. это считается нагреванием, а не укутыванием.
Разрешенное утепление
Кастрюлю, которая стоит на огне и ее содержимое полностью сварено, разрешено накрыть крышкой, поскольку это делают для того, чтобы не допустить попадания в пищу пыли и насекомых, а не для ее утепления. По той же причине разрешено завернуть полностью сваренный продукт в заранее оторванный кусок фольги и подогреть его на крышке кастрюли. При этом нужно воспользоваться одним слоем фольги, поскольку кода это делают исключительно в целях гигиены, а не для утепления, нет необходимости в дополнительном слое.
Разрешено накрыть пищу, находящуюся в кастрюле, листом фольги, как это иногда делают для того, чтобы жидкость не испарялась и содержимое кастрюли не подсыхало. Это разрешено и в том случае, когда после того, как положили лист фольги, кастрюлю накрывают крышкой, т.к. фольгу кладут не с целью сохранить тепло, а для предотвращения расхода влаги.
Добавление дополнительного утепления
Кастрюлю, которая до субботы была укутана разрешенным способом (атмана бэ-давар шэ-ло-мосиф эвель), в субботу разрешено укутать дополнительным слоем покрытия (также с помощью материала, не прибавляющего тепло). Аналогично этому, разрешено заменить имеющееся покрытие на другое: если сохранение тепла происходит недостаточно эффективно — на более плотное, если нужно снизить степень сохранения тепла — на более тонкое.
В субботу разрешено раскутать кастрюлю, набрать из нее часть пищи и заново ее укутать. Если кастрюля «сама» раскрылась в субботу, разрешено ее укутать заново. Ясно, что во всех этих случаях говорится исключительно о материале, не прибавляющем тепло.
Продукт, обернутый в фольгу или находящийся в целлофановом пакетике
Разрешено до наступления субботы положить продукт, завернутый в фольгу или помещенный в целлофановый пакетик в кастрюлю с пищей, которая находится на огне. Это действие считается нагреванием продукта, а не укутыванием. А то, что его обернули фольгой или поместили в целлофановый пакетик, это сделали, чтобы изолировать его от остального содержимого кастрюли.
Неплотное укутывание
Если материал, которым пользуются для укутывания, не прилегает к стенкам кастрюли, такая атмана не запрещена. Пространство между материалом и кастрюлей должно быть хорошо заметно, и зазора в несколько миллиметров недостаточно. Если диаметр крышки кастрюли немного шире диаметра самой кастрюли, разрешено в субботу положить на крышку полотенце, даже если кастрюля стоит на огне, т.к. оно не будет прикасаться к стенкам кастрюли. Если крышка недостаточно широка, можно на нее положить противень или другой широкий предмет и покрыть его сверху полотенцем.
До наступления субботы разрешено поставить кастрюлю в горячую духовку, поскольку стенки духовки не прилегают к кастрюле.
Мультиварка (CROCK POT)
Во многих странах для готовки пищи широко используют мультиварки. При пользовании этим прибором в следствии его особой конструкции возникает ряд вопросов, среди прочего связанных с рассматриваемой нами темой. Тем, кто пользуется мультиваркой, следует проконсультироваться с раввином, чтобы не совершить нарушение.
Укутывание холодных продуктов
Ограничения, связанные с атманой бэ-давар шэ-ло-мосиф эвель, не распространяются на пищу и напитки, температура которых ниже 45℃. Поэтому такие пищу и напитки разрешено укутывать даже в саму субботу материалом, не прибавляющим тепло, чтобы они оставались холодными или, наоборот, чтобы они стали менее холодными. Вместе с этим запрещено обернуть холодный продукт и положить его на крышку горячей кастрюли или титана с кипятком, даже если они не стоят на огне. Аналогично этому, запрещено полностью погрузить посуду с холодной пищей или напитком в горячую воду, даже если ее сняли с огня, т.к. это напоминает атману бэ-давар шэ-мосиф эвель.
Посуда, которая не находилась на огне
Запрет укутывания в субботу распространяется только на такие случаи, когда кастрюля, которую хотят укутать, перед этим находилась на огне. Но если пища или напиток находятся в посуде, которая на огне не стояла, их разрешено укутать в субботу, если это не увеличит их температуру.
Приведем пример, на этот раз, не связанный с пищей. Поскольку вода в неэлектрической грелке в ней не варилась, а была залита из чайника, ее разрешено положить под одеяло в субботу не только для того, чтобы нагреть постель, но даже для того, чтобы сохранить температуру воды в грелке.
Термос
В субботу разрешено пользоваться термосом, хотя он благодаря термоизоляционной колбе очень эффективно сохраняет температуру находящейся в нем жидкости.
Продукт, который укутали запрещенным способом
Полностью готовый продукт, который до субботы, неумышленно совершив нарушение, укутали материалом, прибавляющим тепло, постфактум разрешено употреблять в пищу в субботу. Если это сделали в субботу, например, достав из холодильника, полностью приготовленный продукт положили греться на крышку кастрюли и накрыли его сверху полотенцем, его разрешено употреблять в пищу, после того, как он остынет до своей первоначальной (до того, как его укутали) температуры.
Если в субботу непреднамеренно сделали атману бэ-давар шэ-ло-мосиф эвель, постфактум продукт разрешен, т.к. его температура не увеличилась.
Библиография
Основными источниками приведенной информации являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Хут Шани», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.