«А теперь не унывайте»
Берешит (45:5)
Раби Моше а-Коэн из Джарбы написал книгу «Даркей Моше», состоящую из нравоучительных поучений к недельным главам. В нашей главе он находит решительное указание: «А теперь не унывайте!» Нет ничего хуже уныния. Когда человек задумается, – говорит автор, – то увидит, что у него и в самом деле нет причин унывать. Ведь верно одно из двух: печальное событие является либо расплатой за предыдущий грех, либо подготовкой к будущему благу. В обоих случаях не следует грустить. Когда человек входит в автобус и платит за проезд, он не горюет. Он знает, что за эту плату сможет совершить приятную поездку и достичь нужного пункта назначения. Едет на такси и платит – тоже не грустит, потому что получает услугу, заплатив необходимую сумму за проезд.
То же самое – с любыми событиями в нашей жизни. Либо мы наслаждались грехом, а теперь от нас требуют расплатиться за искупление, либо это подготовка к будущему благу – подобно тому, как в результате продажи Йосефа, отец и братья смогли питаться в годы голода. Но раби Моше добавляет к этому следующее. Если человек совершил поездку, и теперь ему надо заплатить, он не может отказаться от оплаты и не переживает по этому поводу. Так почему же мы страдаем, когда наказание настигает нас? Ведь мы можем обратиться к Творцу в молитве и попросить прощения! Шхина нисходит только в радости. «А теперь не унывайте, радость Б -жья – крепость ваша!» (Нехемия, 8:10) Далее он пишет: «С этим согласны все врачи, как и наши мудрецы, и царь Шломо, и законоучители – беспокойство и уныние подобны принятию яда. Даже если человек, продолжающий тревожиться, будет видеть себя здоровым, нет сомнений, что силы понемногу будут покидать его. Это произойдет и с материальными телесными силами, и с силами разума, и с силами души».
Великая заповедь – постоянно пребывать в радости! «Служите Б -гу в радости, предстаньте перед Ним с ликованием!»
В нашей главе круг замыкается. О снах Йосефа мы читали в главе Ваешев. Они вызвали гнев его братьев и суровость отца, привели к его продаже в рабство, к испытаниям в доме Потифара и длительному тюремному заключению. Но его сны исполнились именно вследствие этой продажи в рабство, и все его братья стояли и кланялись перед ним до земли, подобно снопам, увиденным им во сне. А мы размышляем о конце этой цепочки событий и видим, как свыше их направляли шаг за шагом. Фактически, все здесь были игрушками в руках высшего провидения. Братья, стремящиеся не допустить осуществления снов благодаря продаже Йосефа, на самом деле запустили процесс их реализации.
Мидьяним и ишмаэлиты, Потифер и его жена, муха, попавшая в кубок фараона, и камень, оказавшийся в пироге, привели к заключению начальника виночерпиев и начальника пекарей, к их снам и к сну фараона. И весь египетский народ удостоился семи лет сытости, подобных которым прежде не было, а потом страдал от страшного голода, из-за которого Яаков пришел в Египет. И всё это для того, чтобы сон праведника стал реальностью!
Святая Тора вечна, и ее нравоучения и уроки также вечны для каждого из нас. Наш Отец и Пастырь руководит нами с Небес, направляет наши стези к определенной цели и к предназначению, известному лишь Ему одному. В конце наши глаза откроются, и мы увидим, сколько благ Он сделал для нас, как поддерживал нас и направлял в пути! Так провидение ведет нас и к окончательному избавлению. «Когда возвращал Б -г возвращающихся в Цион, мы были словно сновидящие» (Теилим, 126:1).
Во сне видят смешанные части, странные и оторванные друг от друга истории. А просыпаясь, начинают выстраивать общую картину: вчера я видел то-то и то-то, слышал о чем-то, думал о чем-то, и становится понятно, к чему весь этот сон. Так и в изгнании всё кажется фрагментарным, обрывочным и запутанным. Но с приходом избавления становится ясно задним числом, что к чему. Мы понимаем, как Творец приближал этот момент и вел нас к нему.