«И говорил Г-сподь Моше: Иди, спустись, ибо извратился твой народ… сделали себе тельца литого… И сказал Господь Моше: Я видел этот народ, и вот, народ упрямый он» (Шмот 32:7-9).
Из этих стихов, на первый взгляд, видно, что упрямство является одним из наиболее негативных качеств нашего народа, ставшее основой греха золотого тельца. Однако, удивительная вещь: в продолжении недельной главы мы видим, что Моше говорит об упрямстве евреев, как об аргументе в их защиту. И так сказал Моше (Шмот, 34:9): «Если я обрел милость в Твоих глазах, Г -сподь, пусть же пойдет Г -сподь в нашей среде, поскольку народ упрямый он».
Виленский Гаон в комментарии на книгу Мишлей пишет, что в действительности упрямство евреев является положительной чертой. Стих в книге Мишлей (10:20) гласит: «Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых минутное». То есть, несмотря на то что уста праведника изрекают чудесные наставления, они имеют влияние на нечестивых только на короткое время: затем слова праведника полностью забываются и нечестивые возвращаются к своим грехам. Виленский Гаон объясняет, что причина этого заключается в «мягкости» их сердец. Нечестивые с легкостью впечатляются словами праведника, но и с той же легкостью забывают их. Однако разумному человеку, у которого твердо сформированы убеждения и мировоззрение, бывает зачастую непросто принять обличение. Но, когда он все же осмысливает и принимает его и вследствие этого решает поменять что-то в своей жизни, его решение прочно и неизменно. И это качество называет Тора «упрямством».
Примером этому, пишет Виленский Гаон, являются мягкий и твердый материалы. Форму мягкого материала можно с легкостью изменить, но также легко он возвращается в исходное состояние. Форму твердого материала изменить весьма тяжело, тем не менее, когда все же удается сделать в нем отверстие, это отверстие останется неизменным. Талмуд в трактате Таанит (4а) утверждает, что тот мудрец, который не тверд, как железо, не является истинным мудрецом.
Существует важный принцип: нет абсолютно добрых или абсолютно дурных черт характера – всё зависит от того, как, когда и с какой целью человек пользуется ими. Этот принцип касается и упрямства – в том случае, когда человек пользуется упрямством для того, чтобы не отходить от тех мысленных заключений, к которым он пришел, упрямство считается положительным, но когда оно мешает ему принять истину, оно отрицательно.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«