Кто такие люди?
Люди – потомки первого человека, Адама, и его жены Хавы. Всевышний, будучи совершенным, единым, не имея ни в чем недостатка, создал человеческий род для того, чтобы одарить его Своим благом. Этого блага человек достигает, познавая Творца, приближаясь к Нему посредством страха и любви, которые человек испытывает к Всевышнему, исполняя Его заповеди, и таким образом он достигает высшего блаженства, которое только может быть.
Почему слово «Адам» означает «человек»?
Человек на иврите «адам». Этим словом называется каждый человек, не только первый.
В Торе сказано (Берешит, 2:7): «И создал Господь Бог человека из праха земного». Из этих слов мы учим, что человек называется «адам», поскольку создан из земли – «адама». Однако нам важно понять, почему в имени человека запечатлен именно тот факт, что он создан из земли, ведь в него еще помещена божественная душа!
Маараль в книге Нетивот Олам (ч. 15), в главе Нетив а-Тора, говорит об этом и поясняет: когда в землю сажают зерно какого-либо растения, сначала совершенно незаметно, что оно в нее посажено, но с течением времени земля выращивает это растение. Так же и человек. В его тело, которое было создано из праха земного, была «посажена» душа, и задача человека «взрастить» свою душу, дать ей развиться с помощью изучения Торы, исполнения заповедей и делания добрых дел – только так можно реализовать заложенный в нее потенциал. Дополнительное объяснение читайте тут.
Для чего человек создан?
Итак, основная цель создания человека — дать ему величайшее благо, которое только может быть. Однако, если бы это благо давалось незаслуженно, без всякого труда, оно не было бы полноценным, ведь природа человека такова, что от таких вещей, над которыми не потрудился, он не получает полноценного наслаждения.
И человеку были даны два пути — путь добра и путь зла, и у него есть возможность выбора – какой путь выберет, тем и ведет его Господь. Бог дал человеку доброе начало — ецер тов, которое влечет его на путь добра, и злое начало — ецер а-ра, которое толкает на путь зла. И за то, что человек сознательно и по своей воле станет избирать добро и отвергать зло, в конце концов, ему будет дано вечное истинное благо.
Также ради этой цели Творец создал два мира – этот мир, мир труда, в котором есть множество вещей, отдаляющих человека от Творца, и будущий мир, где человек получает награду. Подробнее об этом и будущем мире, а также о том, что ожидает человека после смерти, читайте тут.
Две составляющие человека
Как уже говорилось, человеку была дана свобода выбирать между добром и злом, и, чтобы наилучшим образом можно было реализовать концепцию свободы выбора, человек был составлен из двух противоположностей: из разумной и чистой божественной души — и из грубой материи, темной по своей сути. Причем каждая из этих противоположностей в соответствии со своей природой влечет человека в свою сторону: приоритеты тела в материальности, а души – в духовности.
Таким образом, между телом и душой существует постоянное противоборство. Побеждает душа — возвышается она сама и поднимает на новый уровень за собой тело, и такой человек достигает предназначенного совершенства. Но если он допустит, чтобы в нем возобладала материальность, его материальная природа не совершенствуется, а деградирует, увлекая за собой в бездну и душу. Ради совершенства такой человек должен принизить свою материальность, чтобы возобладали разум и душа.
Из святой книги Зоар и из трудов величайшего каббалиста Аризаля (Шаар а-Гильгулим 1) нам известно, что истинная личность человека связана с его душой, а тело — оно вроде одежды души и вроде «капсулы» для проращивания «зерна», заложенного Всевышним. Подробнее об этом читайте тут.
Характер человека
У каждого человека есть индивидуальные характер, наклонности. Корень своеобразия человеческого характера заключается в индивидуальности его души. Поскольку это так, человек должен считаться со своим характером и склонностями, выбирая виды деятельности и пути духовного совершенствования.
Также воспитание детей всегда должно быть индивидуальным – в соответствии с характером каждого ребенка. Подробнее о характере читайте тут.
Чем человек отличается от других созданий?
У человека есть ряд особенностей, которые принципиально отличают его от животных. Вот некоторые из них: сознание, дар речи, свобода выбора, влияние на духовные миры, юмор, прямохождение — человек ходит на двух ногах, с выпрямленной спиной.
Сознание
Первое, что выделяет человека среди других созданий — это сознание, которое отвечает за способность отличать добро от зла. И так свидетельствует сам Творец (Берешит, 3:22):
«Вот человек стал как один из нас в познании добра и зла».
Совесть
Поскольку человек единственное создание, которому дана возможность различить между добром и злом, если он понимает, что совершил неверный поступок, его мучает совесть. О совести и ее источнике читайте тут.
Дар речи
Сказано в Торе (Брешит, 2:7): «…и вдунул (Господь) в ноздри его живую душу». Как понимать выражение «живую душу»? Ункелос переводит эти слова как «дух говорящий». То есть то, что отличает человека от всего остального животного мира, это дар речи.
Кто-то спросит: разве общаются только люди? Киты, дельфины, да и другие животные, мы знаем, тоже общаются между собой. Да, это так, но животные общаются посредством сигналов, а не слов и не построением этих слов в предложения. А человек мыслит и общается при помощи слов.
Свобода выбора
Поскольку человек предназначен, чтобы получить истинное благо как награду за выбор правильного пути, пути добра, у него есть свобода выбора. И так объясняет Рабмам стих «Вот человек стал как один из нас в познании добра и зла»: подразумевается, что «человеческий род — единственный в мире, обладающий способностью самостоятельно, своим собственным разумом и сознанием, познавать добро и зло и поступать, как он того пожелает, и никто не помешает ему творить добро или зло». Подробнее о концепции свободы выбора читайте тут.
Влияние на духовные миры
Пишет Рамхаль (Путь Творца, 1:5): «…Основа сущности мира и его истинное состояние – в этих высших силах. Все, что существует в нижнем, физическом, мире, есть порождение этих сил. Однако человек является неким исключением из этого правила. Поскольку есть воля Творца, чтобы у человека была возможность свободно выбирать между добром и злом, то всё, что выберет человек, в определенной степени будет влиять на высшие силы. И не только его действия будут влиять на духовные миры, но и его речь и даже мысль».
Ходящий на двух ногах
Из слов наших мудрецов (Мидраш Берешит Раба, 19) следует, что человек – единственное создание, которое ходит на двух ногах, с выпрямленной спиной.
Объяснить эту особенность можно следующим образом.
Виленский Гаон пишет, что всё, созданное Богом, условно делится на две группы – «небеса» и «земля». «Небеса» включают в себе различные духовные создания, например, такие, как ангелы, а земля — различные материальные создания. Человек же – это создание, в котором соединяются духовное и материальное посредством возвышения материи до духовного уровня.
Таким образом, поскольку человек является соединяющим звеном между материальными, «земными», созданиями и духовными, «небесными», его ноги стоят на земле, а голова устремлена к небесам.
Насыщение тем, что есть
Человек отличается от животного тем, что он никогда не может насытиться тем, что у него есть. Сказали наши мудрецы (мидраш Коэлэт Рабба 1, 13): «Нет человека, который ушел бы из этого мира, достигнув (хотя бы) половины того, что вожделел; если у него есть сто монет, он желает двести, а если есть двести, желает четыреста». О причине, почему же человек не может насытиться тем, что у него есть, читайте тут.
Чем человек подобен ангелам, а чем скотине?
Наши мудрецы говорят (Хагига, 16 а), что в трех вещах люди подобны ангелам и в трех скотине. В этих вещах люди подобны ангелам: 1) они наделены разумением, 2) они ходят, выпрямившись в полный рост, 3) они могут говорить на святом языке подобно ангелам. В этих вещах люди подобны скотине: 1) они едят и пьют, 2) плодятся и размножаются, 3) испражняются подобно скотине.
Как достичь совершенства?
Мы говорили, что человек составлен из двух противоположностей: души и тела. Материальность в нем гораздо более заметна, и, хотя душа сама по себе чиста и возвышенна, но — при вхождении в материальное тело и «сцеплении» с ним — она оказывается отделенной, как бы отторгнутой от своего природного состояния в пользу противоположности.
Она заключена в таком положении силой принуждения и сможет выйти из него при условии, что преодолеет эту силу. Место, где находится человек, также материально и темно. И занятие его в этом мире не может быть ничем иным, как занятием материальным и телесным, поскольку все в этом мире материальны и телесны. К тому же свойства человека и сама структура его частей вынуждают его существовать таким образом. Ведь он не может жить без еды и питья и других естественных вещей, и невозможно без денег и имущества, поскольку они обеспечивают ему возможность удовлетворять свои нужды.
Чтобы человек, пусть даже вынужденно погруженный в материальность, смог из своей материи и телесных занятий достичь совершенства, поднявшись к чистоте и высоте, Всевышний установил порядок и границы использования этого мира. Это и есть заповеди Всевышнего, предписывающие и запрещающие.
Каждая из заповедей направлена на то, чтобы человек последовательно приобретал и усиливал в себе конкретный аспект истинного превосходства и так же последовательно преодолевал каждый из аспектов тьмы и недостатка и избавлялся от него. Это происходит благодаря выполнению предписывающих заповедей и воздержанию от нарушения заповедей запрещающих.