«Возьми себе Иеошуа бин Нуна»
Бемидбар (25:2)
Приказано в нашей главе Моше рабейну назначить Иеошуа главой. «Возьми его словами». Объяснял Раши: скажи ему: «Счастлив ты, что удостоился руководить сынами Вездесущего!»
На первый взгляд это странно. В жизни мы не слышали, что нужно убеждать человека согласиться быть главой правительства. Нет более почетной должности, чем отвечать за жизнь, здоровье, благосостояние более шести миллионов человек, чтобы они умножились, когда каждый из них целый мир. А здесь «Возьми Иеошуа», возьми его словами, надо убедить его! Но как?!
Ответ простой. Для борющихся за должность главы правительства, например, или начальника штаба армии, или за другую должность это вершина их устремлений. И люди делают все, чтобы достичь вершины. Изнашивают себя, топчут других по пути к ней. Но у глав народа другие вершины, собственное духовное совершенствование, знание Торы, которая бесконечна, и это так возвышенно, так благородно, что надо убеждать спуститься с горы к народу и принять руководство. Ибо благо общества превыше всего.
Пастырь Исраэля обязан освещать путь каждого человека, поставить границы изматывающему бегу к вершине капитала, которую он никогда не достигнет, а цена за которую так ужасна, и сосредоточиться на приобретении личного совершенства, облагораживания качеств и знания Торы. А с другой стороны – работать для блага общества.
Рассказ, слышанный от первоисточника, от раби Менахема Мендла Яшара, благословенна память праведника, ученика и биографа рабейну Хафец Хаима, благословенна память праведника (аХафец Хаим хайяв вэпаало, 1: 391).
В те дни неверующие «просветители» посылали своих подстрекателей в общины, чтобы убеждать евреев отдавать своих детей в светские школы. Встал Хафец Хаим в проломе и послал учеников своей ешивы на субботу в поселения, чтобы воодушевили сердца для чистой веры и чистого воспитания. Раби Яшар, назначенный руководителем учеников ешивы, был послан в городок Доголищук, и евреи этого места провели в ним возвышенную субботу и были довольны его выступлением, словами, укрепляющими в вере.
Прошло немного времени, и разразилась первая мировая война. Родители послали ему телеграмму, чтобы вернулся домой. Но он просил их, чтобы дали ему разрешение находиться в эти ужасные дни возле Хафец Хаима. Разрешение было дано.
В канун Рош ашана ему сообщили, что его ищут. Прибыли посланцы из городка Доголищук. Они рассказали, что призвали в армию всех жителей города от двадцати лет и до пятидесяти.
Остались только старики, тревожащиеся за судьбу своих сыновей, дети, оставшиеся без отцов, и все женщины, боящиеся за судьбу своих мужей. Хазанов, ведущих молитву, тоже мобилизовали, в общине угнетенная атмосфера. Они вспомнили, что несколько месяцев назад был у них энергичный парнишка, рот которого испускал жемчужины, укрепивший в них веру, ободривший сердца. Они послали делегацию, чтобы привезли его на Рош ашана. Они готовы ему хорошо заплатить.
Подумал он «Множество евреев стекаются в Радин, чтобы провести святые дни в присутствии Хафец Хаим, а я оставлю город, святую ешиву и праведника, чтобы находиться в удаленном городке в угнетенной атмосфере?!» Как они полагают, что он согласится?!
«Так ты отказываешься?»
«Да», – отрезал он и распрощался, пожелав доброго года.
Он вернулся в дом учения, но не прошло и часа, как ему сообщили, что Хафец Хаим зовет его. Он поспешил придти, и увидел там делегацию. Жалуются на него…
«Мендл, – обратился к нему Хафец Хаим дружелюбно, – они рассказывают, что просили тебя приехать к ним на Рош а–шана, а ты отказался. Верно?»
«Да», – ответил он. «Мендл, почему?»
Он взволнованно ответил «Как я могу оставить ешиву и рава на Рош а–шана! Ведь многие издалека приезжают сюда, а я уеду?!»
Ответил Хафец Хаим: «Они живут далеко и приехали хотя бы на Грозные дни. Но ты находишься здесь весь год»…
«Да, но мои родители просили, чтобы я вернулся, и я попросил их разрешения остаться в ешиве на Рош а–шана. А теперь я не буду ни дома, ни в ешиве?!»…
Помолчал Хафец Хаим, а потом сказал: «Мендл, я не могу принудить тебя, взвесь все стороны и сделай по своему разумению. Но когда ты будешь принимать решение, вспомни слова рабейну Хаима из Воложина, благословенна память праведника, что человек не для самого себя сотворен, а чтобы быть полезным для других, насколько он может»… И он поехал с делегацией…