В недельной главе Экев (Дварим, 8:11-18) сказано, что каждый еврей, входя в Святую Землю, должен опасаться, когда разбогатеет, как бы не забыть Бога, который вывел его из Египта и который питал его маном в пустыне. После этих слов о мане написано: «дабы измучить тебя».
На первый взгляд, это озадачивает, ведь обычно мучается тот, у кого нет пищи, а не тот, кому ее постоянно доставляют и практически прямо к дому. К тому же ман был чудесной едой – Талмуд (Йома, 75а) говорит, что, питаясь им, евреи ощущали любой вкус, который только желали.
В Талмуде (там же) приводится спор между двумя мудрецами, рабби Ами и рабби Аси, о том, почему питание маном считается страданием.
Один из них сказал: «Тот, у кого есть хлеб в корзине, чувствует себя не так, как тот, у кого хлеба в корзине нет». Имеется ввиду, что человек, который не знает, будет ли у него завтра пища, уже сегодня испытывает муки, несмотря на то, что на сегодняшний день у него пищи достаточно. Поскольку ежедневную порцию евреям было запрещено оставлять на следующий день, а тот, кто все же оставлял, его запас портился — в мане заводились черви и он дурно пах, евреи из-за этого постоянно испытывали муки.
Другой мудрец сказал: «Тот, кто ест и видит то, что ест, чувствует себя иначе, нежели тот, кто ест, а пищу не видит». Согласно этому мнению, мучением считалось то, что, несмотря на разнообразие вкусов, ман всегда выглядел одинаково.
Талмуд учит из этих слов: чтобы насытиться, человеку следует есть при свете, — и добавляет: как учит из этого рав Йосеф, слепые, хоть и едят, никогда по-настоящему не насыщаются.
В чем еще нам стоит разобраться, так это в том, почему Творец сделал так, чтобы ман причинял страдания? Ведь это поистине Божий дар. Неужели добро Господа неполноценное?
Несомненно, добро Его полноценно, а страдания, которые Он посылает, это часть Его добра.
Дело в том, что, ман был предназначен для того, чтобы укрепить евреев в вере. Еврей должен полностью полагаться на Творца: подобно тому, как Он дал пропитание сегодня, Он даст его и завтра. И так сказали наши мудрецы (Сота, 48а): «Тот, у кого достаточно пропитания на сегодняшний день, а он волнуется, что будет есть завтра, у того недостаточно крепкая вера». И, чтобы научить нас этому принципу, каждый день выпадала свежая порция мана и было запрещено оставлять от нее на другой день.
Кроме того, еврей должен научиться оценивать окружающий мир не по тому, какой он на вид, а по существу (на вид окружающий мир зачастую обманчив, лжив), и, чтобы научить евреев этому принципу, ман на вид всегда был одинаков, а на вкус разнообразен.