Вопрос
Верно ли, что запрет есть мясо определенных видов животных не имеет прямого отношения к законам ритуальной чистоты? Есть ли разница между ритуальной чистотой и чистотой «гастрономической»?
Ответ
Мне не совсем ясно, что Вы имеете в виду, употребляя выражение «ритуальная чистота». Если Вы имеете в виду ту чистоту, которая требуется для нахождения и работы в Храме, а также для того, чтобы есть мясо жертвы и труму, то кашрут не имеет прямого отношения к законам ритуальной чистоты. Ведь обычно, согласно закону Торы, некашерная пища не делает еврея ритуально нечистым (за исключением падали чистой птицы).
Если же Вы имеете в виду духовную нечистоту, которая, прежде всего, выражается в отдалении от всего духовного, то, несомненно, кашрут прямо связан с духовной чистотой. Ведь все виды некашерной пищи отдаляют еврея от Творца. Талмуд в трактате Йома (39а) говорит, что эта пища духовно одурманивает еврея. И эта духовная нечистота — главная причина, по которой запрещено мясо некошерных животных.
Кроме того, нет сомнения, что употребление мяса некашерных животных отрицательно влияет и на физическое здоровье еврея. Причина: нарушая запрет Творца, еврей причиняет себе как духовный, так и физический вред. Выходит, неверно утверждение, что Творец запретил употреблять некашерную пищу, поскольку она отрицательно влияет на физическое здоровье. А верно, что мясо некашерных животных отрицательно влияет на физическое здоровье еврея, поскольку оно запрещено Творцом.