Вопрос раввину:
Во многих местах мира давали и дают названия городам, улицам, площадям, горным вершинам, даже морям и т.д. имена людей, прославившихся чем-то особенным. Мой вопрос: с точки зрения иудаизма, помогает ли это возвышению их душ?
Ответ:
Из слов наших мудрецов не видно, чтобы у евреев было принято называть какие-либо места именами праведников или других выдающихся людей. Из этого, по-видимому, можно было бы заключить, что это не помогает возвышению души умершего.
Однако в книге Йеошуа мы встречаем такой факт: евреи из колена Дана после того, как завоевали город Лешем, переименовали его в «Дан» — по имени своего праотца. А связано это с тем, что им пришлось отвоевывать свою же землю. Написано об этом так: «Но ушла область сынов Дана от них; и выступили сыны Дана, и воевали против Лэшема, и взяли его, и поразили его острием меча, и завладели им, и поселились в нем; и назвали Лэшем Даном, по имени Дана, отца своего» (19:47).
Не имея в виду этот случай, мидраш (Берешит Раба, 23:1) критически относится к тем, кто называет места, находящиеся в их владении, своими именами. Он ссылается на песнь сынов Кораха, в которой говорится, что «те, что надеются на силы свои, те, что хвастаются множеством богатства» считают, что «их дома вечны, что жилища их [будут существовать] из поколения в поколение» (Теилим, 49:8,12), поэтому и называют земли своими именами. В пример этому мидраш приводит город Тиберия, который император Тиберий назвал в свою честь, город Александрия, которому великий полководец Александр Македонский дал своё имя, и город Антиохия, который царь Антиох также назвал в честь себя.
Важно еще подчеркнуть, что из сказанного нашими мудрецами во многих источниках проясняется, что человек может сделать немало поступков, которые помогут душе усопшего возвыситься, и такое действительно делалось у нас в народе как в древности (например, Ицхак откапывает колодцы, выкопанные Авраамом, в память о нем), так и в наше время.
Приведем примеры таких поступков:
- Изучать Тору (особенно Мишну), посвятив свои усилия возвышению души умершего.
- Быть хазаном (ведущим молитву) в течение 11 месяцев после смерти человека.
- Читать Кадиш в течение 11 месяцев в память об умершем и в дни его йорцайта.
- Давать пожертвования на изучение Торы, а также малоимущим или на исполнение других заповедей.
Если человек еще более упорно, чем прежде, исполняет волю Творца во имя усопшего, это тоже, несомненно, помогает возвышению души.
Тем более помогает душе отца, праотца и, конечно же, матери и праматери, когда их потомок совершает праведные поступки. Мудрецы называют сына — кара де-авуа, «нога отца». Как нога — это продолжение тела, так и сын — продолжение отца. И, подобно тому как ноги дают возможность человеку продвигаться в этом мире, так же и добрые поступки его потомков помогают духовному продвижению и возвышению его души.