Кто называется «человеком»?
Порой считают, что в час смерти близкого человека связь с ним обрывается навсегда.
Это не совсем так.
Знатоки тайного учения утверждают, что человек – это его душа. А тело – лишь материальное одеяние, в которое душа облачается, входя в этот мир.
«Сам человек, — отмечается в святой книге Зоар, — это именно душа. А кожа, мышцы, кости и сухожилия – всего лишь одежды и покровы, как написано в (Иов 10:11): «Кожей и плотью Ты одел меня, костями и сухожилиями покрыл меня». (Зоар 1, 20б, 2, 75б)
И об этом же говорит великий кабалист рав Хаим Виталь, записавший тайное учение своего учителя Аризаля: «Тело человека – это не сам человек. Тело называется лишь «плотью человека», как написано: «Кожей и плотью Ты одел меня…». Но сам человек внутри. А тело подобно одежде, в которую облачается разумная душа, пока она находится в этом мире, и она-то является самим человеком. После смерти эта одежда снимается с души, и она облачается в прозрачные духовные одеяния» (Шаарей кдуша 1:1)
Что такое «рождение»?
Душа (т. е. сам человек) «переодевается» при входе в этот мир и при выходе из него.
Душа каждого из нас уже не раз прошла процесс воплощения, и память об этом наверняка сохранилась на самых глубинных уровнях памяти, которые для большинства из нас пока запечатаны.
Две стадии облачения в материальное тело принято называть «зачатием» и «рождением».
В Талмуде и мидрашах разъясняется, что уже в сам час зачатия Всевышний определяет, каким станет будущий человек: это будет мальчик или будет девочка, слабый или крепкий, бедный или богатый, высокий или низкий, уродливый или красивый, тучный или худой, стыдливый или грубый, — и так все будущие свойства. Не определяется только, будет ли он праведным или нечестивым, так как это передано в руки самого человека, которому еще предстоит появиться на свет. (Нида 16б; Мидраш Танхума, Пкудей 3)
Ангел и Душа
Пока зародыш находится в чреве матери, его душа все еще «видит от одного края мира и до другого» (Нида 30б), как и до своего воплощения в тело, — т.е. она все еще обладает совершенным духовным знанием.
По окончании срока беременности ангел, поставленный над этой душой, говорит:
—В этот час пришло твое время появиться на свет.
И душа спрашивает у него:
—Поему ты хочешь выгнать меня отсюда в этот мир?
А он отвечает:
—Знай, что не по своей воле ты была создана, и не по своей воле родишься, и не по своей воле умрешь, и не по своей воле в будущем будешь держать ответ перед Царем всех царей.
И он извлекает новорожденного на свет против его воли. В то же мгновение младенец забывает все, что видел и знал, и плачет о блаженном мире, который утратил. (Мидраш Танхума, Пкудей 3).
В талмудическом трактате Нида объяснено: «Трое участвуют в создании человека – Всевышний, отец и мать. От отца в человеке кости, жилы, ногти и головной мозг. От матери – кожа, плоть, волосы и зрачки глаз. А Всевышний дарует душу – выражение лица, зрение, слух, речь, движение, способность к пониманию и мышлению. И когда человеку приходит время покидать мир, Б-г забирает свою часть, а части, данные отцом и матерью остаются им». (Нида 31а).
Материал из книги «День Памяти. Йорцайт. Законы и обычаи», издательство Пардес. Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.