Как известно, мы зажигаем свечи в течение восьми дней в память о чуде с Менорой – Хашмонаим, когда зашли в Храм и зажгли Менору, произошло чудо, и она горела на протяжении восьми дней, несмотря на то, что масла хватало всего на один день. Спрашивает «Бейт Йосеф», почему же мы зажигаем ханукальные свечи восемь дней, а не семь, ведь чудо происходило только семь дней (в том, что Менора горела первый день, не было никакого чуда).
Многие дают следующий ответ: первый день считается также чудом, ведь то, что Творец дает маслу возможность гореть – это тоже чудо, такое же проявление воли Творца, как и чудесное горение семи дней.
Рамхаль в книге «Адир Бамаром» пишет, что постоянство законов природы вводят многих в заблуждение: как будто все происходит само по себе, а не по воле Творца – высшего Властителя, Который правит всем мирозданием. Каждый должен осознавать, утверждает Рамхаль в книге «Даат Твунот», что «Творец – это единственная сила, Которая управляет всем миром и каждым из творений, и нет другого Властителя и Правителя». Назначение природы – скрыть от нас Творца, чтобы предоставить каждому свободу выбора.
Однако когда Творец желает показать всем, что Он – истинный Властитель и все законы природы подчиняются только Ему, Он делает так, что какое-то явление выходит за пределы природных законов. Мудрый человек, задумываясь над этим чудом, понимает, что оно открывает нам: все законы природы управляются Творцом и являются чудом в той же мере, как и тогда, когда они выходят за свои природные границы. По этой причине чудо на иврите называется словом нес (נס), что обозначает также «знамя», поскольку оно, как знамя, показывает, что в действительности вся природа – это чудо.
Поэтому после зажигания свечей мы говорим: «Понятливые (бней бина) постановили восемь дней (зажигать ханукальные свечи)». В иврите есть два слова, которые обозначают мудрость: хохма и бина.Хохма – это само знание, а бина – способность вывести из одной вещи другую. Тут употребляется слово бина, поскольку, только пользуясь способностью вывести из одной вещи другую, можно понять из ханукального чуда, что даже один день горения Меноры является проявлением воли Творца, и потому постановили зажигать свечи восемь дней.